Дорогое фондирование и обострение экономической ситуации в стране привели к падению рынка лизинговых услуг. По предварительным итогам 2014 года, рынок просел на 10%. В 2015 году снижение продолжится и может составить 20%. В текущей ситуации лизинговые компании вслед за банками повысили процентные ставки и ужесточили оценку клиентов при заключении сделок.
Согласно исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА», за 9 месяцев 2014 года доля автолизинга выросла до 32,3%, доля МСБ — до 44,5% в структуре нового бизнеса, однако несмотря на это объем рынка снизился на 10%. В 2015 году аналитики ожидают, что сокращение может составить 10-20%. Лизинг импортозамещающего оборудования может оказать позитивное влияние на рынок не раньше конца 2015 года и только при успешной реализации соответствующих госпрограмм.
Эксперты констатируют, что рынок сегодня находится в сложной ситуации, и отмечают снижение объемов. Руководитель представительства «Эксперт Лизинг» в Екатеринбурге Анастасия Ротарь отмечает, что кризис начал сказываться на рынке еще во втором полугодии 2014 года.
«Сейчас делать прогнозы очень сложно. Мы работаем в спокойном режиме, не гонимся за высокими рейтингами и объемами продаж. Лучше действовать аккуратней и осмотрительней, тщательно оценивая все риски», — пояснила эксперт.
Генеральный директор «Ураллизинг» Андрей Истомин подчеркивает, что рынок лизинга находится в стагнации. В связи с повышением ставок и девальвацией, ростом цен небольшое снижение спроса в первом квартале в сравнении с аналогичным периодом 2014 года было ожидаемо.
«Управление по крупным сделкам мы ведем в ручном режиме, но сильного падения спроса на лизинг в этот период не было. Незначительные колебания есть, но связано это в первую очередь с сезонностью бизнеса», — пояснил Андрей Истомин.
Если говорить о рынке автолизинга, то ощутимую поддержку в декабре прошлого года оказал ажиотажный спрос на транспортные средства из-за резкого падения рубля. Население успевало скупать авто еще по старым ценам, и к концу года автосалоны и дилерские центры в Екатеринбурге оказались пустыми.
Генеральный директор компании Carcade Алексей Смирнов отмечает, что в первом квартале 2015 года потребительский спрос на услуги лизинга легковых автомобилей и LCV, несмотря на внешние факторы, остается достаточно высоким. Однако снижения спроса в дальнейшем не избежать.
«Можно предположить, что когда новые автомобили по новым ценам поступят в автосалоны, спрос все же снизится — в условиях повышения цен на автомобили и общерыночного роста лизинговых ставок участникам рынка предстоит приложить немало усилий для того, чтобы привлечь клиентов», — полагает А. Смирнов.
На сегодня самым популярным предметом сделки лизинга остаются автомобили. Ряд компаний отложили инвестиционные проекты и предпочли не вкладывать средства в оборудование.
Андрей Истомин рассказал, что в изменившихся экономических условиях автомобили, ввиду их высокой ликвидности, стали одним из самых востребованных видов лизингового имущества.
«Снизился спрос на сложное оборудование и тяжелый грузовой транспорт, выросли цены, а значит, выросли и риски у компаний, которые еще не успели адаптироваться к новым условиям рынка», — отметил эксперт.
В компании Carcade отмечают, что в последнее время упала доля сделок на рынке автолизинга с компаниями, работающими в сегменте строительства и логистики, но увеличилось количество новых договоров, заключаемых с организациями, специализирующимися на выпуске продуктов питания, поскольку эта отрасль имеет неплохие перспективы в силу существующего запрета на ввоз в Россию продукции из Европы.
Участники рынка отмечают, что в течение 2014 года в сегменте легкового транспорта средняя стоимость предмета лизинга в рамках сделки выросла в среднем на 15-20%.
Одной из главных проблем рынка лизинга, как и других отраслей экономики, стало подорожавшее фондирование. Участники рынка отмечают, что в конце прошлого года они увеличили ставки на 5-6%. Таким образом, средняя ставка сейчас составляет 31-33% годовых.
«Клиентам сейчас очень непросто, к таким деньгам нужно попривыкнуть и понять, что в ближайшие месяцы дешевых денег не будет, но бизнес развивать все-таки нужно, чтобы не потерпеть еще большие убытки», — отмечает Андрей Истомин.
Напомним, в декабре прошлого года ЦБ резко повысил ключевую ставку с 10,5% до 17% годовых. В связи с этим банки подняли ставки по кредитам и ужесточили требования к заемщикам. Сейчас средняя ставка находится на уровне 30-40% годовых. Некоторые кредитные учреждения предпочли и вовсе «заморозить» кредитование. Все это привело к тому, что компании, которые получили отказы в банках, теперь обращаются в лизинговые компании.
«Мы видим, что крупные предприятия сегодня испытывают проблемы с финансированием. К нам стали обращаться заводы с миллионными оборотами, которые, видимо, не могут профинансироваться в банке», — пояснила Анастасия Ротарь.
Также лизинговым компаниям, как и банкам, пришлось пересмотреть свою политику и более внимательно оценивать риски при заключении сделок.
Анастасия Ротарь отмечает, что в компании теперь предпочитают работать уже с проверенными клиентами.
«Если к нам обращаются впервые, то мы внимательно оцениваем ликвидность и активы компании, ее платежеспособность. Если раньше деньги выдавались в среднем на 5 лет, то теперь этот срок сократили до 3 лет», — пояснила эксперт.
Также участники рынка отмечают ухудшение платёжной дисциплины лизингоприобретателей. Андрей Истомин подчеркивает, что есть тенденция к росту просрочки в работе с МСБ, но сделки с этим сегментом остаются одним из ключевых направлений рынка.
Однако, по словам Анастасии Ротарь, платежеспособность начала ухудшаться еще с начала прошлого года.
«Ближе к лету прошлого года мы ощутили, что у компаний отсутствуют деньги. Было такое ощущение, что они все должны друг другу денег. Такая ситуация до сих пор сохраняется, и все привыкли с ней работать. Клиенты держат небольшую просрочку, но в короткие сроки пытаются ее погасить», — отмечает Анастасия Ротарь.
Не исключено, что 2015 год станет одним из самых тяжелых для компаний, оказывающих лизинговые услуги. Впрочем, небольшую поддержку отрасли может оказать приток клиентов, которым было отказано в финансировании в банке.