Власти Среднего Урала в рекордные сроки намерены наладить в промышленном секторе производство собственных товаров, которые должны прийти на смену зарубежным аналогам. При этом на сегодняшний день все сферы региональной промышленности зависят от импорта более чем на 50%. Эксперты считают, что процессом импортозамещения нужно было заниматься до того, как Россия попала под санкции со стороны стран ЕС и США, а в условиях, когда ключевая ставка Центробанка составляет 15%, провести его нереально.
В рамках программы по импортозамещению власти Свердловской области намерены избавиться от иностранных товаров в промышленности и освоить новые виды продукции. Последнее, как заявил региональный министр промышленности и науки Андрей Мисюра, планируется сделать в течение двух лет.
«У нас уже определен список из 140 видов номенклатурной продукции, которые имеют сегодня потенциал увеличения оборота объемов производства и сбыта продукции», — отметил он.
При этом в условиях, когда ключевая ставка Центробанка составляет 15%, и явных тенденций к ее снижению не просматривается, власти хотят чтобы промышленные предприятия Свердловской области приняли участие в 14 инвестиционных проектах стоимостью более 1 млрд, которые получат кредиты от государства по ставке не более 11,5% годовых. Заявки на участие уже разосланы, однако гарантий, что они буду одобрены, пока нет.
«Все, что выше 9% годовых, является губительным для промышленности», — считает главный инженер ОАО «Уралтрансмаш» Владимир Косов.
Вместе с тем зависимость всех сфер промышленного производства в Свердловской области от импорта составляет более 50%. В частности, в фармацевтической отрасли зависимость от импорта составляет порядка 72%, в нефтегазовой — 60% и столько же в станкостроении.
При этом из 82 обрабатывающих предприятий, ситуацию на которых, как утверждает Андрей Мисюра, в еженедельном режиме отслеживает министерство промышленности и науки Свердловской области, 18 находятся «в зоне риска». У них, по его словам, или вымываются оборотные средства из-за длительного производственного процесса, или они не могут получить кредит, или цены установлены на уровне прошлого года.
Ситуация осложняется тем, что промышленники, начиная с 2014 года, когда были введены санкции со стороны стран ЕС и США, а также началась девальвация рубля, столкнулись с тем, что крупные потребители стали увеличивать отсрочки платежей за поставленную продукцию.
«У нас на предприятии отсрочки составляют в среднем от 60 до 90 дней. Договоры же на поставку продукции заключаются без авансов», — отмечает генеральный директор «Уралхиммаша» Сергей Гавриков.
В частности, как отмечает председатель комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Союза промышленников и предпринимателей Свердловской области Анатолий Сысоев, одной из насущных проблем стали контракты с государственными корпорациями.
«Госкорпорации заключают контракты на заведомо губительных условиях, мол, вы нам все сделайте, а мы оплатим работу через полгода. И потом то же самое государство штрафует предприятие за задержку налоговых выплат. А чем бизнесу платить налоги, зарплату сотрудникам, если его выполненную работу не оплачивают вовремя? «Пирамиды» неплатежей негативно сказываются на ликвидности предприятий, производственном процессе. И «отложенный эффект» этих негативных явлений будет только нарастать», — считает Анатолий Сысоев.
Президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин отмечает, что в реализации программы импортозамещения от руководства региона зависит не так уж и много.
«Сейчас важна не столько поддержка предприятий, сколько вера в последовательность курса государства. В целом же импортозамещение является достаточно долгим процессом, которым нужно было заниматься в «хорошие годы», — отметил Андрей Беседин.
О том, что поддержка на уровне регионов остается на очень низком уровне, говорит и директор НП «Союз машиностроительных предприятий Свердловской области», заместитель председателя свердловского регионального отделения ООО «СоюзМаш России» Андрей Бухмастов.
«У субъектов РФ серьезных бюджетов сейчас нет — все Москва «откачивает». А попасть в федеральную целевую программу очень сложно. Тех, кому удается попасть — единицы. Причем там должны быть очень крупные средства и, соответственно, объемные проекты, связанные с модернизацией, постановкой на производство инновационной продукции. Это позволительно только очень крупным предприятиям, как правило, входящим в интегрированные структуры», — считает Андрей Бухмастов.
Ситуация осложняется еще и тем, что предприятия-монополисты в сфере энергетики, нефтегазовой и транспортной отрасли, которые в большинстве своем имеют государственный капитал, в связи с кризисом сокращают свои инвестиционные программы. Это влечет за собой негативный мультипликативный эффект для предприятий других отраслей.
При этом эксперты считают, что в нынешних реалиях необходимо пересматривать структуры поддержки малого и среднего бизнеса, которые, как отметил Андрей Беседин, сейчас просто «размазываются» на 200 тыс. субъектов предпринимательства.
Таким образом, в Свердловской области с учетом того, что выполнение «майских указов» остается приоритетом, а бюджет региона сверстан с дефицитом почтив 30 млрд руб. и является «социально ориентированным», рассчитывать промышленникам на большую поддержку от областных властей в рамках импортозамещения, скорее всего, не приходится.