На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил Станислав Белоглазов, директор фотошколы MAGNET и главный редактор журнала «Фотоед». — Станислав, что из себя представляет «Фотоед» сегодня? — Это бесплатный цифровой журнал, посвященный путешествиям и фотографии. Он существует только в электронном варианте, без бумажного носителя. На бумаге существуют альманахи «Фотоед». Их всего два, поскольку в каждом из них собраны лучшие кадры из первого и второго десятка номеров журнала. Да и тираж этих альманахов штучный.
Концепция журнала достаточно проста. Я собираю группу людей, увлекающихся фотографией. Мы вместе едем в какое-нибудь интересное место, от Гималайских хребтов до африканских саванн, или же на конкретное событие — от Бразильского карнавала в Рио до Танца девственниц в Свазиленде, и там в течение нескольких дней снимаем все, что покажется нам интересным. Возвращаемся домой, разбираем фотоматериал и на его основе готовим выпуск фотожурнала.
У «Фотоеда» уже вышло 22 номера, на днях выйдет 23-й. За прошедшие десять лет я побывал в ста странах, поэтому материала на эти 23 номера нам вполне хватило, и еще осталось номеров на 50.
— Нет ли внутреннего противоречия в концепции «Фотоеда»? С одной стороны, он позиционируется как СМИ, фотожурнал о путешествиях, но де-факто является корпоративным фотоблогом вашей фотошколы. — Вопрос формата фотожурнала — не столь простой. В современном мире сложилось несколько устойчивых вариантов их существования, но мы не стремимся остаться в пределах устоявшихся схем.
С одной стороны, есть журналы типа National Georaphic, где на создание каждого материала расходуется неимоверное количество времени и средств. Если для пары хороших снимков нужно отправить фотографа в экспедицию на полгода — пожалуйста. Если нужно сделать серию снимков с китами, то две недели их будет снимать несколько профессиональных дайверов, будут арендованы лодки и вертолеты, будет закуплено необходимое оборудование. И на выходе они получают раз в год один материал про китов. Который, при определенных условиях, может выйти в журнале, а может и не выйти. Качество выходит потрясающее, несравнимое с тем, что делаем мы. Но и деньги, которые стоят за проектом, несравнимы принципиально.
На другом полюсе — коммерческий товар, авторские справочники-путеводители. Кто-то проезжает по известному маршруту, делает фото, создает описания. У нас таким продуктом славится, например, Дмитрий Крылов с его путеводителями имени его самого. На выходе получается очень нужный, интересный справочник, рассказывающий про все. Собирающийся в отпуск человек из него узнает и про дешевые отели, и про достопримечательности, и где можно выпить-покурить. Хороший коммерческий продукт, но он — не про фотографию.
Но оба этих полюса, хотя и в разной мере, завязаны на коммерцию. Что в крутом журнале, что в крутом путеводителе присутствует та коммерческая составляющая, которая обесценивает СМИ как источник информации. Побывав во множестве мест, мы увидели, что все издания, мягко говоря, привирают. Как правило, из коммерческих соображений. Особенно это касается мест удаленных и малоизвестных. Никто туда особо не ездит, и писать о них можно все что угодно. В результате оказывается, что в Бангладеш нет «100 километров идеальных песчаных пляжей», а «великолепная копия Тадж-Махала в натуральную величину, украшенная бриллиантами, на строительство которой потратили 5 000 000 долларов США» на самом деле — сарайчик, облицованный туалетной кафельной плиткой, в котором пара окон украшена кусочками зеркал.
Рассматривая профессиональную фотосъемку в крутом журнале, вы не узнаете, документальная перед вами съемка или постановка, дикие там изображены животные, прикормленные или приведенные из зоопарка. Конечно, в том же National Georaphic работают профессиональные фотоохотники, но многие их кадры, действительно честно снятые в дикой природе, мягко говоря, недоступны простому фотопутешественнику. И для человека, выбирающего маршрут, такая правда и художественный вымысел — на одно лицо. Он не верит, что вот так просто поедет на неделю в новую для него страну и сможет там увидеть нечто подобное.
Мы же хотим выйти из этой коммерческой парадигмы и делаем честный фотожурнал, без постановок и фальсификаций. Мы снимаем то, что доступно обычному человеку. И у нас получается стопроцентная правда, никем не проплаченная, и при этом у каждого — своя.
Мы не претендуем на то, чтобы сделать из журнала путеводитель или профессиональный журнал о странах. Мы делаем журнал о своих впечатлениях. При этом мы можем игнорировать какие-то известные туристические достопримечательности, если посчитаем, что они не интересны для нас, или, наоборот, залезть в какую-то блуду, на какую-нибудь местную помойку, в которой что-то сейчас происходит. И приехавшие вслед за нами ничего интересного там уже не увидят, это будет просто помойка. Но они наверняка найдут свою, неподалеку, на которой будет происходить что-то интересное для них.
Вот эта честность — это отличительная черта нашего журнала. Он не проплачен и под политику не ангажирован. В нем самые обычные люди через фотографию рассказывают о том, что они сами увидели, побывав в необычных для обывателя местах.
— То есть получается, что это все-таки в первую очередь блог, оформленный под журнал? — Можно сказать и так. Это ты, блогер, что-то в это слово вкладываешь. А мне это слово ни о чем не говорит, никаких рамок не создает. Суть журнала в том, что любой читатель «Фотоеда» понимает, что он может найти неделю в своей жизни, накопить вполне разумную сумму денег и оказаться в тех местах, которые показаны в журнале, и сделать подобные снимки.
Тот же National Georaphic человек смотрит как кино, это некая фантастика. Мы же показываем мир не просто таким, какой он есть, но таким, каким его может увидеть каждый, кто возьмет фотоаппарат и соберется в путешествие.
Люди вдруг понимают, что мир много доступнее, чем им казалось ранее, и эта эмоция, которую они считывают со страниц «Фотоеда», тоже им доступна. Если хотите, «Фотоед» — это манифест о свободе. Думаю, что именно эта составляющая «Фотоеда» окажется наиболее ценной и наиболее важной, которую не продашь и не купишь. Она о духе путешествия и свободе выбора каждого человека, и о возможности мечту превратить в реальность.
— По большому счету, вы работаете, как небольшое туристическое агентство: собираете группу, организуете выезд, делаете журнал по итогам поездки.— Это был бы бизнес, если бы мы таким образом зарабатывали деньги. Кстати сказать, и в России, и в мире есть немало фотожурналов, которые именно так выстраивают свою бизнес-стратегию. Есть специализированные туристические агентства, они собирают группы туристов и отправляют их в фотопутешествия по известному маршруту с профессиональным преподавателем. В цену путевки входит проживание, обучение, фотографирование и (часто) размещение фотографий в журнале. Последний пункт поднимает ценник сразу процентов на 30-40. В результате людям продают положительные эмоции.
Они едут учиться фотографии, а потом снимки могут оказаться на странице журнала. Нормальная вполне рабочая связка. Издание получает бесплатный контент и рекламу, агентство — новых клиентов. Но в их бизнес-схемы вписываются только готовые туры. Пакеты. Клиент заранее знает, что, когда и где будет происходить, в каких отелях он будет жить и даже может быть уверен, что у костра будет танцевать тот же аборин, в той же одежде, что представлен на сайте турфирмы. Он так и не сделает ни одного шага в неизвестность, он не ощутит путешествия. Каждый день он будет сравнивать ожидания с действительностью и находить несоответствия. Бесконечная череда разочарований — это, к сожалению, вечный спутник туриста, купившего пакетный тур. А движение в стиле путешествия, когда место ночлега в Мозамбике определяется только после окончания вечерних съемок, и приходится напроситься в гости в приграничную мечеть, или направление движения в горах Гватемалы меняется прямо на перекрестке, и экипаж второй машины узнает об этом, только увидев вывеску границы Сальвадора, — все это позволяет человеку перестать жить по плану, наслаждаться тем, что происходит здесь и сейчас. Такое состояние мышления очень важно для творчества и для фотографии в том числе.
— А есть чем привлекать рекламодателей? — У нас есть аудитория. Миллион установок на планшеты и смартфоны, порядка 400 тысяч push-уведомлений выскакивает у пользователей только эпловских устройств.
Мы знаем гендерный состав, доходы и место жительства своих читателей, потому что сама закачка журнала дает эту информацию. Основная масса открытий журнала происходит с СНГ, но, кроме этого, нас читают с территории 200 стран. Это в основном русскоязычная публика, которая там живет постоянно или перемещается ради отдыха или по работе.
Кроме того, в отличие от обычного журнала, номера «Фотоеда» не теряют актуальность. И сейчас новые читатели, установив приложение, скачивают не только последние, но и первые выпуски, и с удовольствием их смотрят. В результате мы можем продавать как рекламу в отдельные номера — страны, интересные рекламодателю, так и сквозную рекламу на все 23 выпуска.
Но при этом, в отличие от многих фотожурналов, мы не ориентированы на узкий рекламный сегмент пользователей фототехники. У нас даже в Appstore приложение лежит не в категории «Фотография», а в категории «Путешествие». И большая часть наших читателей может вообще не брать в руки фотоаппарат — им интересно посетить новые места, узнать, что там можно увидеть.
— Какова коммерческая составляющая проекта? — Пока она минимальна. Нужно говорить честно: «Фотоед» в той форме, в которой он сейчас существует, это не бизнес. Есть National Georaphic, NY Times, есть дворовая газетка, и все они — бизнес. Они приносят деньги, и они работают, даже если в них сменить главного редактора. У нас нет ни того, ни другого.
На текущий момент в этом формате это не масштабируемое и не самодостаточное издание. Весь проект завязан на мне. Кроме меня пока никто не может организовать поездку, потому что один и тот же человек должен подсказать, как можно сфотографировать в конкретной ситуации, и найти на чем ехать и где жить. Но подправить формат и отпустить проект в свободное плавание не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Журнал бесплатный, скачать его может любой желающий. Деньги поступают от рекламы, но объем ее пока минимален. Рекламировался агрегатор авиабилетов Aviasales, Рокетбанк с предложением кредиток для путешественников, Nikon рекламировался. Процесс привлечения рекламодателей крайне непростой. Другим источником являются добровольные пожертвования самих читателей, а также имеющаяся услуга по удалению рекламы из приложения — вполне честный обмен небольшой суммы на возможность читать журнал без рекламных баннеров. Переход к плате за скачивание новых номеров мы пока не планируем и, надеюсь, сумеем сохранить бесплатность журнала для наших читателей.