В период кризиса многие прежде благополучные предприятия останавливают производство, сокращают работников и распродают активы. Однако, по мнению экспертов, в трудные времена также появляются дополнительные возможности для роста бизнеса. Некоторые предприниматели полагают, что кризис является лучшим моментом для реализации нового проекта. Впрочем, реальных примеров реализации подобной стратегии на местном рынке пока не заметно.
Как гласит известная максима, регулярно произносимая различными бизнес-тренерами, «кризис — время для реализации возможностей». ИАА «УралБизнесКонсалтинг» решило выяснить у представителей бизнес-сообщества, насколько она верна на практике, и какие перспективы и возможности открывает пред малым и средним бизнесом региона текущий экономический спад.
«Один из главных плюсов расширения бизнеса в период кризиса — спад арендных ставок на коммерческую недвижимость. Снять привлекательную офисную площадь будет намного дешевле, чем обычно. Это снизит издержки на организацию нового предприятия», — сообщил УрБК президент Ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок.
Другой плюс — рост безработицы и уменьшение зарплатных ожиданий сотрудников. В период кризиса увеличивается конкуренция за каждое рабочее место: на рынок труда выходит немало сокращенных высококвалифицированных сотрудников, которые готовы работать за меньшую заработную плату.
Еще одно преимущество — доступ к государственным финансовым ресурсам, которые невозможно было получить в стабильное время.
«К примеру, Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) сейчас предлагает малому бизнесу микрозаймы по очень низким ставкам, а также субсидирует проценты по кредитам. Однако есть и негативные тенденции. Сами банковские займы стали малодоступны для предпринимателей. Кредитные организации часто отказывают в выдаче новых кредитов», — уверен Владимир Лобок.
Если у представителей бизнеса есть интересный проект, ему нет смысла ждать стабилизации экономической ситуации, уверен председатель Свердловского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Ассоциация молодых предпринимателей» Константин Мочалов.
«В кризис многие закредитованные предприятия теряют свою долю на рынке. От них откалываются «лакомые кусочки». Новые проекты имеют шанс за них побороться», — сообщил Константин Мочалов.
По его словам, малые предприятия имеют больше возможностей в кризис, чем крупные.
«Они лучше приспосабливаются к меняющимся экономическим условиям. Сейчас какие-то сферы производства и услуг для бизнесменов будут открываться, какие-то, наоборот, закрываться. Предпринимателям необходимо соответствовать ожиданиям рынка. Успех каждого отдельного бизнес-проекта будет зависеть от целого комплекса самых разнообразных факторов», — уверен Константин Мочалов.
Наиболее благоприятными сферами для открытия нового или расширения существующего бизнеса сейчас являются сельское хозяйство и импортозамещение, уверен эксперт.
Подобного мнения придерживается президент НП «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области» Анатолий Филиппенков.
«Сейчас получают шанс для развития инновационные проекты. К примеру, по экономии тепла, воды, электроэнергии и т.д. Кроме того, перспективны абсолютно все проекты, которые связаны с импортозамещением и продуктами питания. Приведу пример. Сейчас население будет куда меньше покупать импортные автомобили из-за удорожания, следовательно, будет чаще ремонтировать старые машины. Поэтому сейчас имеет смысл рассмотреть возможность открытия автомастерской. Или другой пример. Раньше работали дорогие бутики из Европы. Однако по причине падения курса российского рубля продаваемая там одежда стала недоступной для многих граждан. Поэтому должен увеличиться спрос на уральские ателье», — уверен Анатолий Филиппенков.
По его словам, прекрасные возможности для развития бизнеса дают вложения в сельское хозяйство.
«Раньше фермеры боялись вкладывать денежные средства в развитие. Однако после того, как они поняли, что введенные санкции против России надолго, стали реализовывать крупные проекты. Это касается мяса, молока, рыбы и так далее», — сообщил Анатолий Филиппенков.
Впрочем, радужной картина «антикризисных стартапов» является только в теории. Всем опрошенным представителям бизнес-сообщества мы задали вопрос о том, знают ли они хоть один случай успешного стартапа, реализованного в последние месяцы. Но ни один из экспертов не смог привести ни одного примера создания бизнеса в период текущей экономической нестабильности.
И, можно предположить, что молчание их не случайно. По словам независимого финансового аналитика Григория Руденко, минусов организации или расширения бизнеса в кризисное время гораздо больше, чем плюсов.
«Сейчас падает покупательная способность населения. Большая часть компаний сталкивается с дефицитом денежных средств. Банковские кредиты практически недоступны. Тогда как конкуренция практически во всех отраслях экономики очень высока. Поэтому реализовывать масштабные бизнес-проекты становится крайне сложно», — уверен Григорий Руденко.
Таким образом, по мнению экспертов, кризис дает дополнительные возможности для роста компании. Но он же и значительно увеличивает риски и цену неверных решений: сейчас реализация новых проектов может привести к генерации больших убытков.