Согласно статистике МВФ и ряда крупнейших банков, для балансировки бюджетов стран — крупнейших производителей необходимы цены на нефть выше 80 долл. США за баррель.
Негативное влияние на котировки цен на нефть оказывает также определенное циклическое снижение спроса, связанное с замедлением мировой экономики, а также краткосрочные монетарные факторы, связанные с завершением американской программы QE.
Здесь надо отметить, что, во-первых, текущее снижение цен дестимулирует добычу. Нулевой прирост цен на нефть исходя из исторических аналогий вполне способен сопровождаться нулевым приростом добычи. Тем более, если речь идет о снижении.
Что касается краткосрочных монетарных факторов, то их характер для цен на сырье, вероятно, резко изменится в ближайшие месяцы на фоне развития стимулирующей политики ЦБ Еврозоны, КНР, Японии. Объем анонсированных мер в данном случае вполне сопоставим с объемом американского количественного ослабления.
Цены на уроне 60-70 долл. США за баррель нефти Brent являются сильной поддержкой, возможно, эти уровни ограничат дальнейшее снижение нефтяных цен, учитывая сказанное выше, принимая во внимание рентабельность отрасли, показатели бюджетов добывающих стран и наличие фактора стимулирования глобального макроэкономического роста.
В ближайшие кварталы цены на нефть, возможно, вернутся на уровни выше 100 долл. США за баррель. Однако в 2016-2017 году под влиянием политики регулирования, циклических факторов спроса-предложения не исключен новый краткосрочный цикл ухудшения динамики цен на нефть до уровней вблизи нулевых значений или отрицательных показателей в несколько процентов год к году.
Исходя из оценок Минфина РФ, снижение среднегодовых цен на нефть до 68 долл. США за баррель при расчетной бюджетной цене в 96 долл. США эквивалентно потерям Федерального бюджета РФ в 2015 году в 1960 мрлд руб. В то же время и также согласно базовым расчетам Министерства финансов, эти потери будут компенсированы для бюджета дополнительными поступлениями за счет снижения относительной стоимости российской валюты при среднегодовом курсе рубля РФ к долл. США в 48 руб. за долл. США.
Риски подобных технических оценок связаны с негативным влиянием падения цен на нефть на ВВП РФ. Тем не менее я ожидаю, что по крайней мере в течение первых трех кварталов 2015 года после спада в начале года прирост годового объема ВВП РФ сохранится на уровне не ниже 1,3%(г/г), зафиксированных в середине 2014 года.
Эти относительно позитивные ожидания я связываю с динамикой процесса поддержки мировой экономики, который ведет к постепенному улучшению и ситуации на сырьевом рынке. Меры в рамках стимулирования экономики за счет налоговой политики, средств ФНБ, административных решений, таких как амнистия капиталов, также поддержат российскую экономику.
Риски этого прогноза связаны с политикой российских финансовых регуляторов, которая сейчас, на мой взгляд, не способствует реализации сценария ускорения ВВП РФ на основе в том числе возможностей России по регулированию негативных тенденций, прежде всего на российском долговом рынке, валютном рынке, глобальном рынке сырья.