Воспользоваться моментом: внутренний туризм может упустить шанс на развитие
Кризисная ситуация в туристической отрасли Свердловской области, наиболее ярко проявившая себя прошедшим летом на фоне макроэкономических проблем, привела к снижению турпотока не только по зарубежным направлениям. Эксперты констатируют сокращение числа желающих приобрести тур в пределах России на 20%: на сегодняшний день значительной части населения региона некогда и не на что отдыхать даже внутри страны.
«В сфере внутреннего туризма есть общий спад. Это связано не столько с ростом курса валют, сколько со снижением доверия к отрасли, произошедшему этим летом. Я считаю, что сейчас люди переживают шоковое состояние, связанное с их экономическим положением, проблемами в бизнесе и так далее. На сегодняшний день отток туристов составляет около 20%. Возможно, через несколько месяцев наши клиенты уже смогут оценить свои возможности и захотят отдыхать: к марту-апрелю мы ожидаем подъем турпотока по России», — рассказала директор турфирмы ООО «Туроператор «Счастливый случай» Регина Климова.
Тем не менее состояние данного сегмента туристического рынка эксперты оценивают как вполне стабильное.
«На данный момент недостатка клиентов у тех, кто работает на рынке внутреннего туризма, нет. Наиболее популярны, особенно в сегменте детско-молодежного группового туризма, Великий Устюг, Санкт-Петербург, Москва. Эти направления на зимние новогодние каникулы пользуются наибольшим спросом. Также популярны южные направления, горнолыжные курорты: так, Красная Поляна на сегодняшний день является курортом европейского уровня и многих привлекает», — рассказала член правления Уральской ассоциации туризма Ирина Шеховцова.
По словам исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, играют свою роль и федеральные программы. Краснодарский край и в первую очередь Сочи за счет солидного номерного фонда, находящегося в хорошем состоянии, и Крым за счет усилий федерального центра и собственной активности в новом сезоне привлекут большее количество отдыхающих, чем было прошедшим летом.
«Однако по ключевым городам — Москве и Санкт-Петербургу — мы видим определенное сокращение турпотока. Но есть направления, по которым идет рост: это Алтайский край, Архангельская область, Казань, Пермский край», — также отметил эксперт.
Кроме того, на волне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне операторы рынка ожидают усиления интереса к турпродуктам, связанным с военной тематикой. По словам Регины Климовой, сейчас компании активно разрабатывают новые проекты — это экскурсионные туры по городам-героям России, включающие Волгоград, Севастополь, Санкт-Петербург и другие.
Между тем отдых в России по-прежнему остается достаточно дорогим, что на фоне снижения платежеспособности населения не способствует развитию данного сегмента рынка.
«Основная проблема внутреннего туризма на сегодняшний день — дорогой авиаперелет и дорогая железная дорога. Туроператоры стараются подобрать более-менее приемлемые варианты для своих клиентов, но один в поле не воин. Нужна слаженная работа профессионального сообщества и госорганов. Есть целевая программа развития внутреннего туризма в России, она приоритетна по отношению к туризму зарубежному, но ее реализовывать без экономичной транспортной линии невозможно. Этот вопрос сегодня активно обсуждается на всех уровнях, но реально пока делается очень мало. Необходимого количества недорогих рейсов в любом направлении России на сегодняшний день нет», — рассказала Ирина Шеховцова.
Тем не менее участники рынка признают, что значительное сокращение турпотока на зарубежных направлениях может дать шанс внутреннему туризму — однако этим шансом нужно суметь воспользоваться.
«Все-таки для российских здравниц и санаториев это определенный шанс, так как раньше в пересчете на валюту они проигрывали санаториям Словакии, Венгрии и Чехии, теперь же стали предпочтительней. Некоторые из них подтянули уровень сервиса и оборудования к европейскому. Однако есть риск, что, когда повышается интерес к внутрироссийскому отдыху, эту возможность участники рынка используют не для совершенствования сервиса, обучения персонала, а просто повышают цены и стараются побольше денег положить в карман», — отметил исполнительный директор Уральской ассоциации туризма.
При этом эксперты полагают, что искусственно создаваемые препятствия к зарубежному отдыху не помогут развитию внутреннего туризма, а в перспективе негативно скажутся на состоянии рынка в данном сегменте.
«Это опасное заблуждение: находясь в искусственно созданной резервации, мы не сможем развивать свой сервис, что приведет к деградации отрасли. Наш внутренний туризм должен выигрывать не за счет того, что люди не имеют средств выехать за рубеж, а благодаря грамотному соотношению цены и качества, постоянно прогрессирующему сервису, разработке интересных маршрутов и программ. Поэтому радоваться происходящему сегодня мы не можем», — пояснил Михаил Мальцев.