Большинство клиентов из числа физических лиц уже получили свои вклады за счет агентства по страхованию вкладов. Юридические лица, напротив, еще долго не смогут вернуть средства, оставшиеся на расчетных счетах: несмотря на обещания руководства расплатиться в минимальные сроки, процедура эта грозит затянуться надолго.
Но долги и активы — не единственное наследие ОАО «Банк24.ру». После него осталось еще и несколько стартапов, созданных в последние годы и формально независимых от кредитной организации. ИАА «УралБизнесКонсалтинг» исследует, как складывается их судьба после отзыва лицензии у основного инвестора.
Пожалуй, относительно высокие шансы на выживание, по мнению экспертов, имеет проект «Кнопка». Источник его витальности — в низкой зависимости от почившего в базе банка. «Кнопка» сумела быстро разорвать все связывавшие ее с «материнской» организацией узы, благодаря чему сервис продолжает функционировать (в Москве) и даже пытается вести географическую экспансию (в Екатеринбурге). При этом все упоминания о «Банке24.ру» на сайте «Кнопки» исчезли.
Впрочем, нынешнее выживание далось сервису дорогой ценой, частью которой стала полная смена концепции бизнеса. Первоначально «Кнопка» позиционировалась как совокупность дополнительных сервисов (бухгалтерских, юридических, консультационных), предлагаемых клиентам «Банка24.ру». С одной стороны, это давало «Кнопке» готовую клиентскую базу из нескольких десятков тысяч юридических лиц, с другой — позволяло оптимизировать работу бухгалтерских подразделений, имевших дело с единообразной базой банка.
Сейчас «Кнопка» оказалась на конкурентном рынке аутсорсинговых услуг для бизнеса, и при этом не имеет никаких существенных преимуществ перед конкурентами. У нее больше нет готовой базы потенциальных клиентов, а бухгалтерам приходится работать со счетами десятков различных банков. При этом предлагаемые цены (19 000 руб. в месяц) далеки от среднерыночных. В Екатеринбурге за ведение бухгалтерии аутсорсинговые компании берут от 3 000 до 5 000 руб. Включение в стандартный пакет аутсорсинговых услуг юриста и помощника руководителя не сильно повышают их привлекательность, так как обычно они нужны компаниям факультативно.
Об определенных сложностях в продвижении такой модели бизнеса на рынке с серьезной конкуренцией говорят и нетрадиционные методы, которыми компания пытается выйти на рынок Екатеринбурга. На этой неделе на сайте «Кнопки» и ее страницах в соцсетях появилось объявление о том, что сервис начинает сбор заявок от екатеринбургских предприятий. Если заявок соберется больше определенного количества, то сервис будет запущен в Екатеринбурге. Если их окажется меньше — «Кнопка» остается исключительно московским проектом.
Эксперты полагают, что такой способ продвижения свидетельствует об отсутствии средств для маркетинговых исследований и для продвижения в Екатеринбург более традиционными средствами.
При этом эксперты рынка аутсорсинговых услуг говорят, что в нынешней ситуации перспективы «Кнопки» весьма туманны: без поддержки системного инвестора или другого крупного банка она вряд ли поднимется выше уровня рядовой аутсорсинговой компании.
Впрочем, наблюдатели не исключают, что именно поиск такого инвестора и трансляция ему разного рода «знаков» и есть основная задача «Кнопки» на текущем этапе ее существования.
Зато продажа сервиса должна пройти без проблем: «Кнопка» не обременена юридическими связями с «Банком24.ру» и с лета 2014 года на 100% принадлежит физическому лицу — Эдуарду Пантелееву, бывшему председателю совета директоров кредитной организации.
Куда более сложная судьба у самого дорогого стартапа «Банка24.ру» — бизнес-приложения «Жук», в которое накануне отзыва лицензии кредитная организация вложила рекордные 10 млн евро.
Сервис был запущен 14 августа — за месяц до отзыва лицензии у банка. В пресс-релизе, сопровождавшем это событие, сообщалось, что «Жук» будет стоять в смартфоне у каждого десятого бизнесмена и вытеснит все остальные интернет-банки в России.
«Ведущие финансовые аналитики, математики и экономисты разработали тысячи алгоритмов принятия решений, на базе которых и появился «Жук». Фактически это искусственный интеллект, обрабатывающий миллионы сценариев в секунду», — сообщалось в пресс-релизе.
Однако сервис прекратил свою работу в тот же день, что и банк. Причиной его фактической гибели стала слишком сильная привязанность к «материнской» организации: «Жук» работал только со счетами «Банка24.ру». Возможность взаимодействовать с другими кредитными организациями рассматривалась только как опция, которая должна быть реализована в будущем. Но будущее это так и не наступило.
«Банк24.ру» — всё. Это очень плохо, но мы продолжаем работать. В ближайшее время договоримся с другими банками по интеграции. А пока берем временную паузу. Остается только пожелать ребятам стальных нервов. «Банк24.ру» был явлением», — такова последняя запись в официальном блоге проекта.
Как отмечают эксперты, нынешняя ситуация с «Жуком» идеально иллюстрируется стихотворением из «Веселой азбуки» Самуила Яковлевича Маршака: «Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет». А помогать пока никто не спешит. Несмотря на оптимистические заявления менеджеров проекта, пока ни один российский банк стартапом не заинтересовался. 10 млн евро, вложенных в проект, позволят ему достаточно долго «продавать» себя на рынке. Этой же цели, по всей видимости, должны способствовать и появляющиеся время от времени публикации о неоспоримых и многочисленных достоинствах команды «Банка24.ру» и его стартапов. Но найдется ли инвестор — большой вопрос. Ведь очень многих отпугивает и печальная история банка, и нетрадиционно жесткая и недружелюбная маркетинговая стратегия самого «Жука».
Впрочем, наблюдатели не исключают, что спешно проведенная инвестиционная сделка имела иные цели. В этом случае о «Жуке» можно будет забыть.