Статьи
15.10.2014

Ликвидировать или сократить: кто будет отвечать за бюджетные «грехи» ОАО «КРСУ»?

Ликвидировать или сократить: кто будет отвечать за бюджетные «грехи» ОАО «КРСУ»?Слухи о возможной ликвидации или реорганизации ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» продолжают оставаться всего лишь слухами. Власти региона пока хранят молчание и, скорее всего, до конца недели никаких заявлений по этому поводу сделано не будет. Однако вне зависимости от того, как сложится дальнейшая судьба организации, открытым остается вопрос, кто будет отвечать за итоги работы акционерного общества, которое подверглось жесткой критике со стороны региональной Счетной палаты.

На фоне ситуации вокруг ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» (КРСУ) региональное отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ) решило обратиться к председателю правительства Свердловской области Денису Паслеру с просьбой предоставить данные о том, будет ли общество реорганизовано или ликвидировано. Ранее ОНФ направил в Генпрокуратуру обращение с просьбой проверить деятельность корпорации.

Напомним, КРСУ была создана как институт развития в 2010 году по инициативе бывшего губернатора Свердловской области Александра Мишарина с уставным капиталом в 5 млрд руб. и последующим увеличением его до 20 млрд руб. в 2009-2011 годах и уменьшением доли участия региона до уровня не менее чем 50%.

В задачи КРСУ входило стимулирование инвестиционной привлекательности субъекта РФ, для чего компания через свои дочерние предприятия участвовала в нескольких дорогостоящих проектах. Среди них строительство Госпиталя восстановительных инновационных технологий в городе Нижний Тагил, реконструкция железнодорожного вокзала в Екатеринбурге, строительство малоэтажного поселка Южного и выставочного центра «Екатеринбург-Экспо», а также реализация высокоскоростной магистрали (ВСМ-2) Екатеринбург — Москва.

Однако аудиторы Счетной палаты Свердловской области установили, что в период с 2010 по 2013 год убытки областного бюджета от проектов корпорации составили более 1,3 млрд руб., и еще 2,6 млрд руб. были использованы неэффективно. В документе отмечается, что отсутствие стратегии развития на трехлетний период привело к принятию необоснованных решений по управлению активами. В частности, аудиторы отметили, что для КРСУ существуют крайне высокие риски невозврата вложенных в ВСМ-2 средств в объеме 98,9 млн руб., так как в результате текущей деятельности получен убыток в размере более 58 млн руб., а перспективы реализации проекта отсутствуют.

Что же касается приоритетного для губернатора Евгения Куйвашева проекта ОЭЗ «Титановая долина», то до 2014 года акциями проекта владела КРСУ, и в ходе проверки выяснилось, что уставной капитал ОАО «Титановая долина» на конец 2013 года составлял 951 млн руб., а чистые активы — 871 млн руб.

«В случае наличия чистых активов менее величины уставного капитала по итогам 2014 года ОАО «Титановая долина» в первом полугодии 2015 года должно принять решение об уменьшении уставного капитала или о своей ликвидации», — говорилось в отчете Счетной палаты.

Кроме того, КРСУ была втянута в скандальную историю с акциями вокруг сделки по продаже 34,56% акций ОАО «Аэропорт «Кольцово», стоимость которых составляет примерно 1,9 млрд руб. Также компания вместе со своей «дочкой» — ОАО «Центр малоэтажного строительства» — является ответчиком в арбитражном суде по иску ОАО «Сбербанк России» о взыскании 203 млн 491 руб. и фигурантом еще нескольких арбитражных процессов.

С 2010 года корпорацию возглавлял Сергей Филиппов, который в данный момент уволен. С момента же опубликования результатов аудита региональной Счетной палаты прошло уже три месяца, однако наказания за это никто так и не понес. Лишь произошли изменения в составе совета директоров, так как Генпрокуратура РФ опротестовала участие чиновников правительства Свердловской области в органах управления правительственных акционерных обществ.

В самой КРСУ опровергают информацию о том, что акционерное общество прекратит свое существование.

«Решение о ликвидации принимает совет директоров компании. Совет директоров такого решения не принимал», — сообщил через официального представителя генеральный директор корпорации Игорь Визгин.

В правительстве Свердловской области так и вовсе хранят молчание. Пресс-секретарь главы регионального кабмина Елена Воронова заявила, что «слухи комментировать не будет». Есть вероятность, что какая-то ясность появится после возвращения делегации Свердловской области из Белоруссии, в составе которой находится первый заместитель главы правительства, министр инвестиций и развития региона Алексей Орлов. Часть наблюдателей из числа сторонников версии ликвидации КРСУ считает, что функции корпорации возьмет на себя именно ведомство, которое он возглавляет.

Эксперты считают, что главное не то, какая судьба ждет корпорацию в ближайшей перспективе, а то, что, в принципе, правительственная структура оказалась неэффективной, что подтверждается аудитом Счетной палаты Свердловской области.

По словам независимого финансового аналитика Константина Селянина, ни в одном регионе РФ структуры, подобные КРСУ, себя качественным образом не оправдали.

«Фактически государство создало лишний бюрократический барьер, который аккумулировал в себе часть бюджетных денежных средств. На мой взгляд, более целесообразно не формировать такие структуры, а оказывать конкретную адресную поддержку каждому перспективному инвестиционному проекту. К примеру, Калужская область сейчас занимает первое место в России по объему инвестиций на душу населения. При этом ни о какой Корпорации развития Калужской области я не слышал», — отметил Константин Селянин.

При этом он считает, что виновные в неэффективном использовании бюджетных средств КРСУ будут все же наказаны, так как, по сложившейся практике, нужно будет найти «козлов отпущения».

Тем не менее, скорее всего, с ликвидацией, а уж тем более с реорганизацией корпорации политика региональных властей по привлечению инвестиций фактически не изменится. Об этом практически сразу после своего назначения на пост министра инвестиций и развития Свердловской области сообщил Алексей Орлов.

«Я считаю, что привлечение инвестиций — это государственная политика. Это показатель, по которому оценивается деятельность губернатора, это показатель, который заложен в указах президента РФ о повышении инвестиционной привлекательности, поэтому мы никоим образом передавать в частные руки это не планируем», — заявил он.

Насколько подобная политика оправдана, можно судить по результатам проверки КРСУ Счетной палатой региона. Однако если все же корпорация будет ликвидирована, возможно, будет более четкий контроль за бюджетными средствами.

Так или иначе, репутационные риски Свердловская область от скандала вокруг своего института развития уже понесла. А ведь в дело может еще вмешаться Генпрокуратура РФ, куда направлены материалы о деятельности КРСУ. Поэтому даже если официально будет объявлено о дальнейшей судьбе корпорации, это не станет точкой в ситуации, сложившейся вокруг нее.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
14.10.2014 В ОАО «КРСУ» опровергают информацию о ликвидации акционерного общества

УрБК, Екатеринбург, 14.10.2014. В ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» опровергают информацию о ликвидации ...

08.10.2014 ОНФ попросит Генпрокуратуру РФ проверить деятельность ОАО «Корпорация развития Среднего Урала»

УрБК, Екатеринбург, 08.10.2014. Сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Александр ...

17.07.2014 Стимулирование убытками: Счетная палата отправила в полицию материалы проверки КРСУ

Счетная палата Свердловской области отправила в полицию материалы проверки ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» ...

16.07.2014 Счетная палата СО: создание ОАО «КРСУ» не привело к стимулированию инвестиционной деятельности в Свердловской области

УрБК, Екатеринбург, 16.07.2014. Счетная палата Свердловской области проверила использование имущества региона и бюджета ...

25.03.2014 Сергей Филиппов уволен с поста гендиректора ОАО «КРСУ»

УрБК, Екатеринбург, 25.03.2014. Совет директоров ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» 24 марта прекратил полномочия ...