Депутаты Екатеринбургской городской думы рассмотрят на ближайшем заседании вопрос об обращении к губернатору Свердловской области по поводу льготного проезда в муниципальном транспорте. Об этом шла речь во время депутатских слушаний, на которых был констатирован тот факт, что Екатеринбург является лучшим среди городов-миллионников, но с самым худшим общественным транспортом. По мнению депутатов, это стало следствием того, что в течение пяти лет правительство Свердловской области не выполняет своего обещания и не компенсирует перевозчикам затраты на провоз пассажиров-льготников. При этом льготный безлимитный проездной в городе является самым дешевым среди других муниципалитетов подобного уровня.
Напомним, что в 2009 году городские и областные власти приняли соглашение, согласно которому льготники по-прежнему ездят без ограничений, а затраты на их обслуживание компенсируют на треть из бюджета Екатеринбурга и на две трети — из региональной казны. Расходы города по данной статье составляли около 400 млн руб. ежегодно. В то же время за последние годы в регионе сменилась власть, и вопрос о компенсациях был пересмотрен. И в течение пяти лет от областных властей не поступали средства на компенсацию проезда пассажиров-льготников.
Как сообщил депутатам заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский, в связи с таким положением дел муниципальные предприятия ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ) и ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» (МОАП) находятся в предбанкротном состоянии. При этом они совместно с Екатеринбургским метрополитеном перевозят порядка 70% пассажиров.
«Счета МОАП уже заблокированы, и деньги идут на уплату пенсионных взносов. Еще пара месяцев и будут подаваться иски о банкротстве транспортников, так как начнутся задержки выплат по кредитам, а сейчас топливо и электроэнергию МОАП и ТТУ получают только по гарантийным письмам, которые подписал я и Евгений Липович (заместитель главы администрации по вопросам благоустройства, транспорта и экологии — прим. ред.)», – сообщил Александр Высокинский.
В 2014 году прогнозируется, что доходы от перевозки пассажиров у ТТУ составят 2 млрд 029 млн руб., а расходы только на персонал и электроэнергию — 2 млрд 264 млн руб. Идентичная ситуация и с МОАП — доходы прогнозируются на уровне 911 млн руб., а расходы на топливо, «коммуналку» и персонал — порядка 1 млрд 054 млн руб. И это без учета налогов, которые составят для обоих предприятий около 43 и 22 млн руб. соответственно.
В администрации города, чтобы не допустить банкротства муниципальных автоперевозчиков, рассматривают три варианта решения вопроса. Первый предусматривает увеличение финансирования муниципального транспорта до 1,2 млрд руб. в год за счет собственных средств. Однако, как отметил Александр Высокинский, тогда придется отказаться от так называемого «бюджета развития», то есть финансирования модернизации образования, медицины, а также ремонта и строительства дорог.
Второй вариант предусматривает возобновление диалога с правительством Свердловской области, а третий — пересмотр системы льготного проезда. На сегодняшний день проработка последнего вопроса уже ведется.
По словам Евгения Липовича, сейчас в Екатеринбурге действует самый дешевый льготный проездной на все виды транспорта — 380 руб. В связи со сложившимся положением в муниципальных транспортных предприятиях горожанам предложено выбрать оптимальный вариант из трех. Согласно данным опроса, на официальном портале Екатеринбурга пока граждане склоняются к предложению, которое предусматривает 10 поездок за 170 руб., 25 поездок за 380 руб. и безлимитный проезд в течение месяца за 750 руб.
«Тем не менее если мы поднимем цены согласно этому варианту, то речь будет идти о поступлении в лучшем случае 320 млн в год, а это на ситуацию мало повлияет», — отметил Евгений Липович.
Обсуждая вопрос обращения к губернатору, депутат Екатеринбургской городской думы Лариса Фечина предположила, что, возможно, в бюджете Свердловской области просто нет денег на компенсацию льготного проезда. Однако присутствовавший на слушаниях депутат регионального Законодательного собрания Нафик Фамиев ее переубедил.
«Возможность решить этот вопрос за счет областного бюджета есть. Вот стояла у нас бесплатно недостроенная телебашня, а теперь за 500 млн руб. стоит», — отметил он.
В результате депутаты приняли решение вынести вопрос об обращении к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву на ближайшее заседание Екатеринбургской городской думы. Впрочем, от отдельных народных избранников звучали высказывания гораздо жестче, которые сводились к тому, что городу такого уровня, как Екатеринбург, не престало «ходить с протянутой рукой».
Позиция областных властей по вопросу компенсации проезда за провоз пассажиров-льготников сводится к тому, что по действующему законодательству региональные льготники, входящие в областной регистр, получают пособие на проезд. Нынешний размер пособия составляет 379 руб., а пять лет назад пособие было в размере 275 руб.
«Если говорить о Екатеринбурге, то здесь ежегодно приобретают проездные билеты 60 тыс. льготников, относящихся к федеральному или областному регистру, и еще 62 тыс. пенсионеров, которые по решению городских органов власти отнесены к категории муниципальных льготников. То есть муниципальное образование по собственной инициативе и за счет собственных средств принимает решение на введение определенной льготы для этой категории граждан. В силу действия федерального закона эти меры социальной поддержки должны финансироваться из бюджета муниципальных образований», — заявлял ранее заместитель министра социальной политики Свердловской области Валерий Бойко.
Тем не менее заместитель главы администрации Екатеринбурга Александр Высокинский отметил, что в 2009 году, когда заключалось соглашение между городскими и областными властями, на 275 руб. можно было совершить только 50 поездок в общественном транспорте.
«А в законе четко указано, что компенсация должна соответствовать услуге», — подчеркивает он.
Кроме того, Екатеринбург, по его словам, является единственным городом-миллионником, который на сегодняшний день не получает дотаций на общественный транспорт от региональной казны. Так, в частности, в Новосибирске эта сумма составляет 987 млн руб. в год.
Ситуация усугубляется еще и тем, что после заключения соглашения законодательно решение о провозе льготников муниципальным общественным транспортом было зафиксировано только на уровне Екатеринбургской городской думы, а на уровне регионального парламента такого документа принято не было. Из-за этого суды отказывают перевозчикам по искам к правительству Свердловской области о возмещении средств за проезд.
Еще одним вариантом решения проблемы могло бы стать повышение процента отчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для Екатеринбурга. По законодательству власти субъекта Федерации могут оставлять городу до 40% от собранного НДФЛ. В 2014 году у Екатеринбурга этот показатель составляет 18%. А каждые 10% от сбора этого налога приносили бы в городскую казну порядка 3-4 млрд руб. То есть 2-3% НДФЛ могли бы решить проблему без привлечения средств из бюджета Свердловской области, однако это зависит от того, какое решение примет правительство региона.
Впрочем, накануне после бюджетного послания в Законодательном собрании Свердловской области глава региона Евгений Куйвашев пообещал не допустить роста цен на проезд в общественном транспорте Екатеринбурга, в том числе и для льготной категории транспорта.