Спрос на небоскребы будет всегда. Потому что высотное здание — это фактически вертикальная улица, которая заменяет несколько кварталов, будь то жилых или офисных. Конечно, небоскреб — дорогое удовольствие, но в данном случае комплекс высотных зданий, где есть фактически все условия не только для ведения бизнеса, но и для проживания, всегда будет считаться престижным и удобным. Это как автомобили Mercedes или Rolls-Royce. Они дорогие, но их покупают.
Сейчас кроме Москвы высотное строительство развивается еще в нескольких городах, в том числе и в Екатеринбурге. По своему опыту хочется сказать, что тем, кто начинает возведение подобных комплексов, нужно задумываться еще на стадии планирования о транспортной инфраструктуре. Нужен задел по парковочным местам, но при этом ни в коем случае нельзя пренебрегать общественным транспортом, так как в современных городах с учетом загруженности автодорог проблема пробок неизбежна и, к примеру, на метро добраться до нужного места можно гораздо быстрее, чем на машине. При строительстве высотного комплекса нужно стараться как раз использовать весь спектр транспортной инфраструктуры, который есть в больших городах, начиная от трамваев, троллейбусов, метро и заканчивая водным транспортном, если он есть. Потому что доступность транспортной инфраструктуры небоскреба, вне зависимости от его последующего функционала, отражается на его привлекательности в будущем, когда площади будут предлагаться потенциальным клиентам при сдаче внаем или при продаже.
Второй момент — это безопасность. Здесь можно сказать лишь то, что современные технологии сейчас позволяют строить высотные сооружения с большим запасом прочности. Это тоже влияет на престижность и привлекательность здания. Сейчас, учитывая горький опыт того, что произошло в сентябре 2001 года с «башнями-близнецами» в Нью-Йорке, застройщики должны уделять вопросам устойчивости зданий, их пожарной безопасности и системе эвакуации людей самое пристальное внимание. Не хочется в данном случае говорить о прямом попадании самолета, однако пожары в высотных зданиях все равно возможны, так как человеческий фактор никто не отменял. Например, в Башне Федерация на случай пожара есть совершенно автономное огнеупорное и дымонепроницаемое ядро с отдельной системой подачи чистого воздуха и автономным электрогенератором, что обеспечивает на случай пожара быструю безопасную эвакуацию людей.
Если же говорить о современных трендах при строительстве небоскребов, то раньше, на заре строительства высотных зданий в тех же США, упор делался только на офисы. Сейчас, по моему мнению, будущее именно за высотными многофункциональными комплексами, в которых есть и бизнес-составляющая, и жилые помещения. В идеале здесь же должен располагаться отель. Главное преимущество МФК в том, что в одном месте фактически сосредоточено все, чем занимается человек. Это и офисные здания, и жилые площади, и магазины, и банки, и турфирмы, и многое другое. Таким образом, в одном месте человек может получить весь комплекс услуг, не выходя за пределы здания, а на выходные при желании выбраться на природу за город. За этим будущее современных высотных комплексов.