Потребляйте местное: зачем государство раскачивает туристическую лодку?
В туристической среде иск в 461 млн руб. дочерней компании «Аэрофлота» (основной акционер Росимущество), «Оренбургских авиалиний», к PGS International Limited, которая является юридическим лицом туроператора «Пегас туристик», называют знаковым. На фоне проблем турбизнеса в 2014 году он стал показательным фактом того, что государство никоим образом не контролирует свои компании, занятые в данном бизнесе. Сейчас чиновники пытаются навести порядок, что сводится к очередному закручиванию гаек, однако в свете последних событий это не идет на пользу не только туристическим компаниям, но и конечному потребителю, который просто боится платить за отдых за рубежом.
По заявлению «Пегас туристик», который является крупнейшим в России туроператором, сотрудничество с «Оренбургскими авиалиниями» было прекращено еще в феврале 2013 года. С того времени компания использует дочернего авиаперевозчика «Северный ветер». При этом по окончании сотрудничества «Оренбургские авиалинии» и «Пегас туристик» провели обоюдные сверки и подписали документы, по которым у сторон не было претензий друг к другу.
По некоторым данным, долг в 461 млн руб., который указан в иске, мог накопиться в период с 2008 по 2009 год и вырос из часов и рейсов, о которых туроператор договаривался с «Оренбургскими авиалиниями», но потом от них отказался, так как планы подверглись корректировке.
Наблюдатели склонны считать, что история с иском стала следствием скандала с туристической компанией «Идеал-Тур», которая задолжала «Оренбургским авиалиниям» порядка 2 млрд руб. Руководитель этой фирмы Михаил Шаманов сейчас объявлен в розыск и заочно арестован по решению суда в рамках уголовного дела по статье 159 УК РФ «Мошенничество».
По версии следствия, не позднее декабря 2013 года он и второй фигурант дела Сергей Азарсков для того, чтобы похитить деньги клиентов, склонили представителей группы компаний «Лабиринт» к продаже большей части акций и долей в уставных капиталах Сергею Азарскову.
«В дальнейшем соучастники, получая денежные средства от клиентов, предназначенные для покупки авиабилетов, не собирались исполнять принятые на себя обязательства и перевели деньги на счет подконтрольной организации, распорядившись ими впоследствии по своему усмотрению», — говорится в официальном сообщении СК РФ.
Это уголовное дело, по мнению наблюдателей, и стало толчком для того, чтобы государство в лице Росимущества как основного акционера «Аэрофлота» инициировало проверку дочерней компании «Оренбургские авиалинии». Так в результате и могла появиться сумма в 461 млн руб., которую сейчас перевозчик пытается взыскать с «Пегас туристик».
Однако вопросы в данном случае должны быть адресованы именно к менеджменту авиакомпании, а не к туроператору: по бумагам обоюдных претензий нет, а деньги до расчетных счетов перевозчика так и не дошли. Таким образом, можно сделать вывод, что государство свои структуры не контролирует.
Директор по продажам туристической компании «Натали-турс» в Екатеринбурге Олег Хигер считает, что история с иском «Оренбургских авиалиний» к «Пегас туристик» наносит определенный репутационный удар по всему туристическому рынку.
«Тем не менее, здесь вопросы не столько к туроператорам, сколько к авиации. Перевозку туристов диктует авиация, однако в этой отрасли не налажен маломальский финансовый мониторинг. Если эти правила навязываются именно авиацией, то настало время разрушить их и не обвинять во всем только туристические компании. В результате же пока страдают туркомпании и конечный потребитель», — считает Олег Хигер.
Вся эта ситуация с иском к «Пегас туристик» происходит на фоне неблагоприятных условий, которые складываются в отрасли из-за банкротства компаний и политической ситуации, в результате которой запрет на выезд за пределы России коснулся сотрудников правоохранительных и силовых ведомств, а также госслужащих.
По данным Российского союза туриндустрии, с середины июля о банкротстве объявили 14 туроператоров, и эта ситуация повлияла на то, что поток туристов снизился от 30% до 50%. В общей же сложности из-за банкротств пострадали порядка 130 тыс. россиян.
Однако вместо того, чтобы разобраться в ситуации, чиновники пытаются начать закручивать гайки именно для туристических компаний, не обращая внимания на другие факторы. В результате все напоминает ситуацию с банковским сектором, когда чиновники могут начать рассуждать о ненадежности отдельных банков. Это влечет за собой отток вкладов населения, снижение кредитных портфелей, и, как следствие, банкротство финансово-кредитных организаций, потому что подобные заявления являются банальным ударом по репутации отрасли.
Директор туристической компании «Либерти» Ольга Свечкова считает, что даже если «Пегас туристик» действительно должен «Оренбургским авиалиниям» 461 млн руб., это не та сумма, которая «позволит ему пошатнуться». Сама же ситуация, по ее словам, выглядит как некая спланированная акция.
«Такое впечатление, что это какой-то заказ. Как будто вся страна у нас должная отдыхать в России, хотя у нас снег идет и нет отельной базы, и люди просто хотят смотреть мир. Это все идет от государства, когда министр (имеется в виду министр культуры РФ Владимир Мединский – прим. ред.) говорит: «Сидите дома», в том смысле, что путешествуйте по России», — отмечает Ольга Свечкова.
По ее словам, вся сложившаяся в 2014 году ситуация в турбизнесе России стала возможна потому, что этому способствовало действующее законодательство.
«Если люди так ведут свой бизнес, значит, законодательство позволяет так делать. И за это тоже должен кто-то отвечать. Тот, кто законы пишет, издает и контролирует», — подчеркивает Ольга Свечкова.
Участники рынка склонны полагать, что если за репутационными ударами по туристическим компаниям действительно стоит государство, то в дальнейшем речь может идти о монополизации рынка. В таком случае речи о конкуренции уже быть не может. Соответственно, разброс в цене будет минимальным, и при нынешних ценах на авиабилеты отдыхать среднестатистическому россиянину действительно будет проще дома.
Если же иск «Оренбургских авиалиний» к «Пегас туристик» является случайностью на фоне проблем в российском туристическом бизнесе, то менеджменту и госчиновникам стоило повременить с его оглашением. Так как на фоне банкротства туроператоров публичное напоминание о долгах, которые внезапно появились несмотря на отсутствие ранее претензий, все равно косвенно ухудшает положение дел на рынке туристических услуг.