18 сентября уральский финансовый рынок стал свидетелем массовой паники клиентов ряда крупных региональных кредитных учреждений. Целями ее стали Уральский банк реконструкции и развития, СКБ-банк, ВУЗ-банк и ряд других финансовых организаций.
Вкладчики и владельцы расчетных счетов, став жертвами слухов о якобы возможном отзыве лицензий, начали изымать свои средства из указанных банков. Наблюдатели не исключают, что атака на банки могла носить на стихийный, а спланированный характер.
Спусковым крючком стала ситуация с Банком24.ру, который действительно лишился лицензии 16 сентября. Практически в тот же день в социальных сетях появились слухи о том, что аналогичная участь может постичь и другие региональные кредитные организации. Но массовый характер они начали носить только вечером 17 сентября. А уже утром 18 числа они вышли за пределы интернета и вызвали массовую панику вкладчиков.
При этом наблюдателями отмечаются сразу несколько признаков скоординированной атаки. Во-первых, это легко отслеживаемые первоначальные точки вброса информации, которые служили ссылками для ее дальнейшего распространения. В числе таких «точек» оказались, например, несколько относительно известных уральских блогеров.
Не исключено, что уже в ближайшее время эти «первоначальные» источники информации станут объектом пристального внимания со стороны контролирующих органов. Несмотря на то, что Госдума так и не приняла закон об ответственности за распространение заведомо ложной информации о финансовой неустойчивости банков, и имеющиеся статьи Уголовного кодекса могут оказаться достаточным основанием для возбуждения соответствующих дел.
Во-вторых, у наблюдателей складывалось впечатление, что многие комментаторы действовали слаженно и единообразно, словно выполняя задания из некоего единого «списка указаний» по нагнетанию паники. Сюда относится и ссылка на источники сведений («авторитетных людей» или уже указанные «первичные точки вброса информации»), использование однообразной аргументации, откровенное игнорирование логичных аргументов оппонентов.
Впрочем, можно констатировать, что если координация атаки и была в действительности, то только на первом этапе. Далее паника среди вкладчиков и клиентов банка распространялась уже самостоятельно. Слухи и непроверенные данные передавались из уст в уста, постепенно обрастая все более и более невероятными подробностями. Так, в некоторых домах даже стали появляться объявления с просьбами к жильцам не оплачивать счета за коммунальные платежи на реквизиты кредитных организаций, которые якобы «испытывают проблемы».
Многие неосознанные участники «панической атаки» при этом действовали из самых благих побуждений: предупредить друзей и контрагентов, спасти их средства. И тем самым, фактически, ставили в сложное положение уральские финансовые учреждения.
Уже через несколько часов после начала атаки она стала приносить свои первые плоды: перед банкоматами уральских банков выстроились небольшие очереди желающих изъять свои средства. В результате многие аппараты были в считанные часы «выпотрошены» паникующими вкладчиками. Определенный ажиотаж наблюдался и в кассах кредитных учреждений.
Впрочем, уже сейчас можно констатировать, что атака была недолгой и цели своей не достигла. Благодаря слаженной работе самих кредитных учреждений, контролирующих органов и представителей государственной власти панику удалось погасить за один день.
Пожалуй, главную роль в этом сыграла позиция самих кредитных учреждений. Помня печальный опыт предыдущих «набегов» вкладчиков, они приняли единственно верное решение и вели работу в нормальном режиме, полностью удовлетворяя все требования по выдаче средств и не вводя никаких ограничений на проведение изъятий, чтобы не подстегивать панику. Банкоматы оперативно наполнялись деньгами, все офисы работали в штатном режиме. Как в интернете, так и во фронт-офисах велась нормальная разъяснительная работа, сотрудники успокаивали вкладчиков. С официальными заявлениями выступили и руководители кредитных учреждений.
«Сегодня многие из вас стали жертвами спам-атак — получили рассылки с недобросовестной информацией. Хочу заверить, что СКБ-банк как выполнял свои обязательства перед клиентами, так и выполняет. У нас сейчас нет никаких сложностей с точки зрения нормативного регулирования, это говорит о хорошей, устойчивой работе как банка, так и уральской финансовой системы в целом. Также хочу заверить вас, что, зная ваших банковских менеджеров, вы всегда можете обратиться за средствами, узнать условия банка и удовлетворить свои потребности», — заявил председатель правления ОАО «СКБ-банк» Илья Зибарев.
«Сегодня была массированная атака на банковский сектор Урала, распространялась смс-рассылка и информация, содержащая абсолютно ложные сведения. В связи с этим хочу отметить три вещи: первое — УБРиР работает в штатном режиме, мы наблюдаем ажиотажный спрос, который удовлетворяется в соответствии с каждым заявлением нашего клиента, второе — банк будет продолжать свою деятельность, соответствующие ресурсы и технологии у нас есть, и третье — хочу призвать всех клиентов банковского сектора Уральского региона сохранять спокойствие и не доверять непроверенным слухам», — комментирует ситуацию председатель правления и президент ОАО «УБРиР» Антон Соловьев.
Свой вклад в нормализацию ситуации и успокоение клиентов банков внесло и региональное отделение Центрального банка. Уже к вечеру оно выступило с официальным заявлением, в котором опровергло возможность отзыва лицензии у уральских кредитных организаций.
«В связи с распространением заведомо ложных слухов о якобы имеющихся у Банка России намерениях по отзыву лицензий у отдельных кредитных организаций Уральского региона Уральское главное управление ЦБ РФ сообщает, что данная информация не соответствует действительности. Банк России считает, что распространение недостоверной информации может быть обусловлено недобросовестной конкуренцией. В связи с этим Банк России предполагает тщательно проверить имеющиеся факты и направить соответствующую информацию в правоохранительные органы. Уральское ГУ ЦБ РФ еще раз обращает внимание на то, что распространяемая в отношении банков региона информация является недостоверной и ложной. ГУ Банка России рекомендует всем клиентам банков региона сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации. Все банки работают без ограничений и обеспечивают полный комплекс услуг по обслуживанию клиентов», — приводит департамент информационной политики губернатора Свердловской области слова руководителя Уральского ГУ ЦБ РФ Ирины Петровой.
Таким образом, общими усилиями банков и ЦБ паника была фактически купирована уже к вечеру 18 сентября. Тем не менее, в экспертном сообществе остались вопросы о том, носила ли она случайный характер или же была частью спланированной операции по дестабилизации региональной банковской системы. Если же вторая версия верна (а на это оказывает целый ряд факторов, уже отмеченных в этой статье), то кто мог стоять за организацией подобной пиар-атаки.
На этот счет существует как минимум две теории, которые обсуждаются наблюдателями, внимательно следящими за подобными акциями на банковском рынке последние 10 лет. Обе они исходят из того, что первопричиной стала ситуация вокруг ОАО «Банк24.ру», лицензия у которого была отозвана на этой неделе.
Согласно первой из них, причиной организации «атаки» может служить стремление вмешаться в передел рынка расчетно-кассового обслуживания, на котором после ухода Банка24.ру образовалась огромная незанятая лакуна. Дело в том, что несколько десятков тысяч юридических лиц, ранее имевших расчетные счета в указанном банке, оказались перед необходимостью в кратчайшие сроки найти себе новый расчетный банк. Некоторые наблюдатели указывают, что именно пострадавшие от «панической атаки» кредитные организации являлись основными претендентами на ставший внезапно вакантным кусок пирога. Именно они вели достаточно агрессивную рекламную кампанию, привлекая к себе бывших клиентов Банка24.ру.
Не исключено, что их менее расторопные конкуренты решили таким нехитрым образом вмешаться в передел рынка, нанеся удар по крупным региональным уральским банкам и тем самым уводя у них новую клиентуру, нанося ущерб репутации, причиняя серьезные финансовые трудности в краткосрочной перспективе. Среди возможных заказчиков кампании сторонники этой версии, как правило, называют крупные федеральные банки.
Согласно другой версии, организованная атака могла быть «последним аккордом» и своеобразной местью со стороны менеджмента банка, лишившегося лицензии на осуществление банковской деятельности. Жертвами ее явились как раз те банки, которые претендовали на раздел наследия Банка24.ру. Впрочем, не исключено, что главной целью кампании было скорее региональное отделение Центробанка. Ведь если бы акция имела больший успех и реально привела к серьезным потрясениям на региональном финансовом рынке, то виновным в этой ситуации можно было бы объявить руководство регулятора.
Известно, что руководство почившего в бозе банка относилось к числу любителей подобных экстравагантных акций, не было обременено излишними моральными принципами и часто прибегало к услугам разного рода «специалистов» по работе в социальных сетях. Потому такая версия при всей своей невероятности всерьез обсуждается профессиональным сообществом.