VIP-Интервью
04.09.2014

Владимир Лобок: Развитие бизнеса в регионе сдерживает рост налоговой нагрузки

Владимир Лобок: Развитие бизнеса в регионе сдерживает рост налоговой нагрузкиСвердловская область недавно вошла в число худших регионов России в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов РФ, составленном Агентством стратегических инициатив. Своим видением проблем инвестклимата с ИАА «УралБизнесКонсалтинг» поделился президент Свердловского областного негосударственного Фонда развития предпринимательства АМБ Владимир Лобок.

— Владимир Михайлович, что делает ваша организация для улучшения предпринимательского климата в Свердловской области?

— Наша организация появилась 24 года назад. Главная задача ее функционирования — информационное обеспечение предпринимательства. Для работы на рынке бизнесу необходимо правильно понимать существующее законодательство, а также иметь достоверную информацию о происходящих изменениях. В связи с этим в 1991 году мы создали еженедельный журнал «АМБ-Экспресс». Сейчас он является настольной книгой для десятков тысяч субъектов предпринимательской деятельности. Там мы публикуем информацию о специфике текущей системы налогового и бухгалтерского учета, хозяйственного и трудового права. На мой взгляд, если бизнес информационно компетентен, то он «защищен».

— Занимаетесь ли вы общественно-представительской деятельностью?

— Конечно. Это, прежде всего, участие во многочисленных советах по развитию предпринимательства при Главном федеральном инспекторе по Свердловской области, Правительстве Свердловской области, органах государственного контроля и надзора, действующих на территории региона. В частности, в прошлом году нами были организованы 2 расширенных заседания Совета при Главном федеральном инспекторе — по развитию индустриальных парков и по участию органов государственного контроля (надзора) в развитии малого и среднего предпринимательства.

Помимо выше перечисленного — участие в работе Координационной комиссии по адаптации экономики Свердловской области к условиям членства РФ во Всемирной торговой организации, Свердловского регионального отделения ВПП «Единая Россия» (в качестве секретаря Октябрьского местного отделения партии), рабочей группы Законодательного собрания по введению и мониторингу патентной системы налогообложения, рабочей группы по взаимодействию с республикой Крым и городом федерального значения Севастополем.

— Наблюдается ли в последние годы позитивная динамика развития малого бизнеса в Свердловской области?

— Для ответа на этот вопрос важно выделить критерий. На мой взгляд, самый значимый — доля занятости населения в малом бизнесе. В Европе, США, Японии она составляет от 60%, тогда как у нас около 30%. И это не смотря на миллиардные государственные программы по его развитию. Значит, что-то не так.

Наверное, надо больше уделять внимания созданию необходимых условий для легитимной предпринимательской деятельности, финансированию инфраструктуры сервисных услуг, частно-государственному партнерству.

Мы много говорим об инновациях, сейчас — об импортозамещении. А доля малого инновационного бизнеса в общем числе малых предприятий не превышает 3,5%, большая часть предпринимательства — в торговле, услугах, но никак не в производстве. На наш взгляд, необходимо формировать финансово обеспеченные государственный и муниципальный заказы на развитие бизнеса в определенных сферах деятельности.

— Какие основные препятствия для развития предпринимательства существуют на Среднем Урале?

— Основная проблема — рост налоговой нагрузки. В первую очередь — рост страховых взносов. Именно по этой причине в прошлом году малый бизнес начал уходить в «серые» зарплаты и «серые» схемы работы. На мой взгляд, любое повышение налогов негативно сказывается на работе предпринимателей. Здесь имеет значение, прежде всего, несовершенство федерального законодательства: необходимо создать условия, стимулирующие работу «вбелую», а не «загонять бизнес в угол». С другой стороны, эффективное предпринимательство — это не только умение развивать бизнес, но и умение платить налоги.

— Насколько охотно молодежь идет в бизнес?

— Современные выпускники вузов далеко не мечтают открыть собственное дело. Как показывают опросы, всего 2-3% в перспективе хотят заняться бизнесом. Государство в последнее десятилетие стало сильным. В бюджете появились большие деньги. Поэтому многие выпускники предпочитают бизнесу карьеру чиновника. Тем более, они слышат, как нелегко сейчас живется предпринимателям. В связи с этим желающих начать свое дело становится все меньше и меньше.

— Востребованы ли на рынке оригинальные идеи?

— Со стандартными идеями начинающему предпринимателю не выжить. Почему-то многие в нашей стране уверены, что открыть свое дело может каждый. Однако это не так.

В лучшем случае один человек из 10 тысяч. Помимо новой идеи и светлой головы, надо понимать действующее законодательство и уметь вести бизнес не по понятиям и схемам, а по установленным законодателями разумным правилам и нормам.

— Какие шаги необходимо предпринять для качественного прорыва в сфере развития малого и среднего бизнеса?

— На мой взгляд, необходимо увеличивать объемы государственных заказов, которые будет выполнять только малый и средний бизнес. Однако очень важно, чтобы предприятия смогли делать это грамотно. Для этого необходимо разработать механизм выявления наиболее эффективных предприятий. В России нередко конкурсы выигрывают жульнические компании. Они по демпинговой цене получают право реализовать госзаказ, получают аванс и исчезают. Еще один инструмент — государственно-частное партнерство. Однако нельзя просто так «вбухивать» госденьги в бизнес. Можно совместно участвовать в реализации конкретных проектов на паритетной основе или помочь с возведением необходимой инфраструктуры. Кроме того, необходимо контролировать отдачу от госвложений. Если власти дают конкретной фирме 100 руб. на организацию бизнеса или реализацию крупного проекта, то через определенное время необходимо проверять эффективность этих вложений. Помогать стоит только растущим компаниям.

— Актуальна ли для регионального бизнеса проблема административных барьеров?

— К этой теме отношусь двойственно. Почти всегда разговоров о существовании этих барьеров намного больше, чем они того заслуживают. Очень удобно в случае любых неудач на них сослаться. Кроме того, часто бывает, что предприниматель, слабо ориентируясь в текущем законодательстве, ошибочно видит якобы существующие административные барьеры. Несколько лет назад на получение разрешения на строительство необходим был срок до двух лет. Сейчас ситуация постепенно меняется. Это также касается подключения к инженерным сетям. На мой взгляд, чем меньше будет контактов чиновников с предпринимателями, тем лучше будет ситуация с инвестиционным климатом в регионе, важно переходить на интерактивные формы взаимодействия через интернетресурсы.

— Насколько Свердловская область привлекательна для иностранного бизнеса?

— Очень привлекательна. Регион имеет большой интеллектуальный потенциал: трудовые и кадровые ресурсы. В Свердловской области также сохранилось промышленное производство. Кроме того, регион имеет неплохую транспортную и гостиничную инфраструктуру. К примеру, международный аэропорт, который является одним из лучших в стране. Иннопром наглядно подтверждает обоснованность наших претензий на роль евразийского центра развития инноваций и предпринимательской активности. В этом немалая заслуга и органов государственной власти, местного самоуправления. Условия для деятельности далеко не худшие в России, и я лично не вполне согласен с тем, что Свердловская область де-факто входит в число худших регионов в рейтинге инвестиционной привлекательности.
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
03.09.2014 Владимир Лобок: Развитие бизнеса в регионе сдерживает рост налоговой нагрузки

На вопросы УрБК ответил президент Свердловского областного негосударственного Фонда развития предпринимательства АМБ ...

26.05.2014 В Свердловской области растет количество предприятий МСБ

В Свердловской области, по данным Свердловскстата, на начало 2014 года зарегистрировано 171 тыс. 820 малых и средних ...

24.05.2013 В 2012 году оборот малого и среднего бизнеса Свердловской области составил 1,4 млрд рублей

УрБК, Екатеринбург, 24.05.2013. Оборот малого среднего бизнеса в Свердловской области в 2012 году составил 1,4 млрд ...

01.06.2010 В региональных и муниципальных программах поддержки малого бизнеса задействованы лишь 5% предприятий Свердловской области

УрБК, Екатеринбург, 01.06.2010. Полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Николай ...

03.03.2010 Президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолий Филиппенков: Доля субъектов малого предпринимательства могла бы быть значительно большей, если бы не существующие административные барьеры

УрБК, Екатеринбург, 03.03.2010. «Доля субъектов малого предпринимательства в Свердловской области составляет лишь 26%, ...