Управление ФНС России по Свердловской области инициировало возбуждение семи административных производств по фактам неиспользования контрольно-кассовых аппаратов таксистами компаний «Автомиг» и «Везет» при расчетах с клиентами. Впрочем, наказание за подобные нарушения не такое уж и суровое — штраф от 3 до 4 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и от 30 до 40 тыс. руб. для юридических лиц. Эксперты считают, что таксисты планомерно не используют контрольно-кассовую технику, так как экономят на расходах.
Налоговики провели проверки таксистов сразу в двух районах Екатеринбурга — Чкаловском и Железнодорожном. Во всех случаях при перевозке пассажиров в легковых автомобилях под торговыми марками «Автомиг» и «Везет» водители не использовали при расчете с клиентами контрольно-кассовую технику или же бланки строгой отчетности.
По результатам проверок было возбуждено 7 дел об административном правонарушении по части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, налоговики собираются направить материалы, содержащие сведения о нарушениях требований, установленных для деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, в министерство транспорта и связи Свердловской области.
Как пояснил УрБК главный государственный налоговый инспектор контрольного отдела УФНС по Свердловской области Виктор Бачурин, согласно действующему законодательству при осуществлении наличных расчетов все организации и индивидуальные предприниматели за оказанные услуги населению обязаны применять контрольно-кассовую технику либо выдавать бланки строгой отчетности.
«То есть в машине либо должна быть установлена контрольно-кассовая машина или же выдаваться документ, который пронумерован, и пассажиру выдается оригинал, а копию предприниматель оставляет себе. Это не товарный чек, который выдается в одном экземпляре. Документ строгой отчетности фиксируется в специальном журнале и предъявляется контролирующим органам в ходе проверок. При этом никакие sms-сообщения в данном случае роли не играют, так как они только информируют клиента как фрахтовщика о стоимости поездки, марке автомобиля и времени заказа», — отметил Виктор Бачурин.
Еще один вариант — это использование таксометров, приборов, в которые устанавливается контрольно-кассовый аппарат. Сам таксометр рассчитывает сумму, которая подлежит оплате в зависимости от километража.
В компании «Автомиг» оперативно прокомментировать ситуацию не смогли. В фирме «Везет» сообщили, что они не являются организацией, оказывающей услуги по перевозке пассажиров на такси, а являются лишь диспетчерской службой, которая информирует водителей о наличии заказов.
«Мы оказываем информационные услуги водителям, с которыми у нас заключены договоры, а если они там что-то и нарушают, то мы к этому отношения не имеем», — заявил куратор-бригадир компании «Везет» Арсен Юнусов.
Эксперты отмечают, что, несмотря на закрепленные законом правила перевозки пассажиров, схема расчетов с использованием контрольно-кассовых машин до сих пор не внедрена даже в тех организациях, которые позиционируют себя не как диспетчеры, а как таксомоторные компании.
«На Западе подобной проблемы нет. Там если ты совершил поездку в такси, то водитель выдаст тебе чек в обмен на деньги. Вероятно, здесь следует задать вопрос к властным структурам. Почему до сих пор если государство хочет сделать рынок такси прозрачным и цивилизованным, российские таксисты не используют контрольно-кассовые аппараты или же таксометры, тем более что они не так дорого стоят», — отмечает представитель свердловской региональной общественной организации «Комитет по защите прав автомобилистов» Анатолий Горлов.
Цены на таксометры варьируются от 1,5 до 5,5 тыс. в зависимости от модели. Однако специалисты утверждают, что основные расходы таксомоторная компания или же индивидуальный предприниматель понесет не при покупке, а при установке и обслуживании подобных устройств.
Именно поэтому, как отметил инженер компании «ЦТО КСМ» (специализируется на продаже и обслуживании оборудования для автоматизации торговли) Павел Сыч, таксометры не пользуются спросом.
«Вопрос еще и в том, что таксометры устанавливаются на каждый автомобиль по-разному. Если, к примеру, у техников есть понимание того, как его поставить на российскую классику, то, как быть с современными импортными автомобилями, не всегда понятно. При этом у компаний-производителей как такового сервисного обслуживания таксометров нет. Если этим и занимается кто-то, то только фирмы, специализирующиеся на их продаже», — отметил Павел Сыч.
Учитывая тот факт, что большинство номеров такси в Екатеринбурге принадлежат диспетчерским компаниям, которые работают с ними по договорам, то каких-либо изменений в организации товарно-денежных отношений между таксистами и пассажирами ждать не приходится. Тем не менее, налоговая служба уверяет, что готова провести тотальны проверки подобных компаний и просит жителей Екатеринбурга и Свердловской области сообщать о фактах невыдачи такси кассовых чеков или бланков строгой отчетности.