Рынок рекламы в России и в частности в Екатеринбурге продолжает сокращаться. Эксперты утверждают, что это связано с глобальными экономическими процессами: напряженная обстановка, вызванная ожиданием санкций, заставляет компании придерживать деньги. В результате рекламные фирмы вынуждены терять постоянный доход. На фоне этого наиболее драматично складывается ситуация с печатными СМИ. Здесь рекламный рынок «проседает» уже давно, а текущие события лишь усугубили ситуацию. По мнению экспертов, на данный момент основным драйвером роста рекламного рынка является Интернет — это тенденция федерального масштаба.
Согласно аналитическим исследованиям рекламного агентства «Дельта-план», объем екатеринбургского рынка рекламы в 2013 году вырос на 13% по сравнению с 2012 годом. При этом наиболее динамично в этом направлении развивается Интернет. Здесь рост составил 19%. Телевизионная реклама продемонстрировала прирост 12%, рынок наружной рекламы в 2013 году увеличился на 10%, а вот пресса по этому показателю «просела» на 6%.
Конкретных данных по текущей ситуации на рынке в 2014 году пока нет, но эксперты заявляют, что растущим его назвать никак нельзя. Кто-то отмечает, что он стагнирует, кто-то констатирует факт того, что на нем наблюдается явное падение спроса.
«Роста рынка в этом году точно нет. Возможно, это связано с сезонностью. Одни компании сокращают бюджеты на рекламу, другие, наоборот, повышают, но в целом, можно сказать, рынок стагнирует. Цены здесь практически не меняются, они индексируются на уровне инфляции, а, может, даже и ниже», — рассказал о своих наблюдениях директор рекламного агентства Morris Media Александр Смирнов.
По мнению руководителя отдела продаж рекламной группы «Бумеранг» Павла Сорокина, падение рекламного рынка Екатеринбурга напрямую связано с глобальными процессами, происходящими в России и в мире.
«Можно сказать, что небольшое падение на рынке наблюдается из-за того, что компании сокращают свои вложения в рекламу, они стараются придержать деньги при себе из-за того, что экономическая ситуация несколько нестабильна. Нельзя, конечно, сказать, что угроза введения санкций для России со стороны западных стран всех пугает, тем не менее напряженность чувствуется», — отметил эксперт.
По его мнению, единственный сегмент рынка, который продолжает показывать стабильный рост — это Интернет. В этом году упали продажи наружной рекламы и рекламы на телевидении, а что касается печатных СМИ, то здесь отрицательные показатели наблюдаются уже не первый год.
«Реклама уходит в Интернет из телевидения и печатных СМИ, так как основной объем потребителей сосредоточен именно там. С каждым годом эта тенденция проявляется все отчетливей», — считает Павел Сорокин.
Однако стоит отметить, что, по данным аналитических исследований РА «Дельта-план», реклама на телевидении и в печатных СМИ все еще сохраняет лидирующие позиции на екатеринбургском рынке.
«Пресса теряет позиции, однако до сих пор занимает третье место по популярности. Так, наружная реклама составляет 26% рынка, реклама на телевидении — 25%, в прессе — 22%, в Интернете — 19%, а на радио — 8%. Однако интернет-реклама очень быстро наращивает свой потенциал. Согласно федеральному сценарию развития событий, скоро она должна выйти на второе место по популярности после телевидения», — считают сотрудники рекламного агентства «Дельта-план».
Директор рекламного агентства Red Pepper Данил Голованов отметил, что телевидение и Интернет на данный момент — самые устойчивые сегменты рекламного рынка в Екатеринбурге.
«Телевизионная реклама самая стабильная, потому что бюджеты, как правило, закладываются на год. В Интернете все тоже более-менее неплохо. Очень много средств сейчас вливается именно сюда, потому что здесь реклама наиболее дешевая. Рынок наружной рекламы в городе стоит по объективным причинам — он значительно ограничен в объемах. Что касается рынка креативных разработок, то он практически упал. В целом, можно сказать, что активность сейчас проявляют только федеральные компании, так как региональный рынок практически замер», — заявил эксперт.
Он отметил, что такое затишье можно использовать с выгодой, так как активная реклама будет лучше смотреться на фоне сдержанного поведения основной массы компаний.
«Все находятся в ожидании кризиса. Состояние рынка можно охарактеризовать как полуобморочное. Топ-менеджеры боятся принимать смелые решения. Клиенты обращаются в основном по поводу оптимальных бюджетных вариантов промо-акций и стимулирования продаж. Имиджевой рекламы сейчас практически нет. Хотя я думаю, что те компании, которые сейчас выберут агрессивную стратегию, выиграют, потому что они будут очень выгодно смотреться на фоне всеобщей спячки», — предположил Данил Голованов.
В заключение стоит отметить, что эксперты надеются на скорейшее оживление рекламного рынка. Однако признают, что он очень сильно зависим от глобальных экономических процессов, а их спрогнозировать достаточно трудно. Некоторые специалисты предположили, что если ситуация и дальше будет усугубляться, то рынок подвергнется сильным структурным изменениям: небольшие рекламные компании вынуждены будут закрыться или пойти на слияние с более крупными.
Татьяна Юстус