Генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» Сергей Скуратов рассказал о способах выживания в быстро меняющихся политических и экономических условиях— «Уральские авиалинии» — одна из самых крупных и динамично развивающихся компаний в уральском регионе. Было бы интересно узнать о том, какова стратегия развития компании и что помогает вам выжить в сложные кризисные периоды?— Скажем так, мы стали лучше готовиться к нестабильности. «Уральские авиалинии» строят бизнес в расчете на свои ресурсы. Мы не имеем дотаций из бюджета, у нас нет лишних кредитов, а средства вкладываем в самолеты, наземную обслуживающую базу. У компании хорошая кредитная история, взаимоотношения с банками и лизингодателями. С ними мы говорим на одном языке, потому что уже много лет делаем западный аудит. Такие меры позволяют нам быть финансово устойчивыми, увеличивать парк воздушных судов, расширять географию полетов. Сейчас у нас оптимально организованная компания. Из наших ежемесячных отчетов четко видно, что пассажиропоток только увеличивается. Так, по итогам 2013 года количество перевезенных пассажиров впервые в истории компании достигло почти 4,5 млн. В этом году планируем перевезти уже 5 млн. Конечно, авиабизнес — это сложная сфера с высокой конкуренцией, но мы, несомненно, можем похвастаться многим. Мы получаем новые самолеты, расширяем географию полетов (сейчас рейсы авиакомпании открыты по 200 направлениям), в том числе региональными перевозками.
— Будете ли вы корректировать свои планы в связи с последними экономическими и политическими событиями, связанными с ситуацией на Украине? Заинтересовала ли вас программа субсидирования пассажирских перевозок в Крым? Как развиваются отношения с украинскими партнерами?— Нестабильная ситуация на Украине волнует большинство наших сограждан, и мы искренне переживаем за жителей соседнего государства. Но эти события на планы авиакомпании не повлияли. Летнее расписание «Уральских авиалиний» было сформировано еще в начале года, в котором мы как обычно запланировали выполнение прямых регулярных рейсов на черноморское побережье в Симферополь из Екатеринбурга, Челябинска, Нижнего Новгорода и Самары. На сегодняшний день открыта продажа билетов по программе субсидированных перевозок на Крымский полуостров, а сами полеты в рамках данной программы начнем выполнять с 1 июня 2014 года.
— Какие планы у компании в отношении региональных рынков? Имеется в виду расширение или даже возрождение межрегиональных полетов. Субсидируются ли они государством?— «Уральские авиалинии» — одна из немногих авиакомпаний, которая развивает сеть прямых международных перелетов из регионов России, а также активно осваивает маршруты между субъектами страны. Это является нашей стратегической задачей, и мы постоянно расширяем географию полетов. Например, в 2013 году открыли рейсы из Екатеринбурга в Благовещенск, в город Мирный, выполняем полеты в Надым и Салехард также из Екатеринбурга. Весной 2014 года открыли рейс Москва — Екатеринбург — Нерюнгри. В ряде регионов компанию с уверенностью можно также считать базовым перевозчиком по количеству выполняемых рейсов: Челябинск, Новосибирск, Иркутск, Самара, Нижний Новгород. А для пассажиров с Дальнего Востока мы предлагаем субсидированные перевозки для путешествия в европейскую часть и обратно.
— Какова доля «Уральских авиалиний» на рынке российских авиаперевозок? В парк авиакомпании на данный момент входит 32 борта. Планируете ли расширять парк и покупать новые самолеты?— Я вас поправлю: у нас уже 34 самолета. Буквально на прошлой неделе мы получили уже пятый по счету в нашем флоте Airbus A319. Новый самолет прибыл к нам из Стамбула, он будет использоваться и на международных, и на российских рейсах. До конца июня мы ждем еще один авиалайнер типа А320, таким образом, в парке воздушных судов авиакомпании будет 35 лайнеров. По широкофюзеляжным самолетам мы сделаем выбор до 2015 года. Что касается доли «Уральских авиалиний» на рынке российских авиаперевозок. Согласно рейтингу Росавиации по результатам работы в 2014 году мы занимаем пятую строчку. В целом с начала этого года мы перевезли 1 млн 269 тыс. пассажиров, что на 23% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
— Довольны ли вы результатом работы компании за последние три года?— Мы много и усердно работаем и показываем хорошие результаты. Судите сами: наш пассажиропоток вырос с 2,5 млн пассажиров в 2011 году до 4,5 млн в 2013; парк воздушных судов за последние три года с 22 самолетов увеличился до 35; выручка авиакомпании за 2013 год составила свыше 29 млн руб., а в 2011 году — около 17,5 млн руб. И это не считая постоянного увеличения нашей сети международных и внутрироссийских перевозок. Кроме того, два года назад мы открыли собственный тренажерный комплекс для пилотов с уникальным тренажером-симулятором, который создает 95% иллюзии реального полета. Сейчас наше внимание сосредоточено на строительстве нового центра технического обслуживания авиакомпании — ангарного комплекса, в котором можно будет проводить обслуживание сразу 4-х самолетов А320. Этот комплекс будет одним из самых современных в России.
Поэтому да, я доволен результатом работы компании, и мы будем дальше улучшать наши показатели.
— Как изменилась карта полетов компании за этот период? Планируете ли расширять маршрутную сеть?— Карта полетов «Уральских авиалиний» за последние три года существенно расширилась. Только в 2013 году мы добавили больше 30 новых маршрутов, всего маршрутная сеть авиакомпании насчитывает более 250 направлений. Мы не только открываем новые направления, мы стремимся расширить и разнообразить существующие сегодня маршруты и услуги. Приведу пример. В апреле 2014 года мы открыли новый регулярный рейс Краснодар — Мюнхен, а в самом начале года сделали наш сезонный рейс Екатеринбург — Мюнхен круглогодичным. Или направление Екатеринбург — Париж: обычно авиакомпания летает по данному маршруту только в период новогодних праздников, а в этом году выполнит рейсы еще и в мае. Мы акцентируем внимание на наших рейсах в Чехию: весной открыли новый рейс из Челябинска в Прагу, а на направлении Нижний Новгород — Прага добавили вторую частоту.
— Как вы оцениваете мировой рынок пассажирских авиаперевозок и место России на нем?— Сложно сравнивать российские и мировые авиаперевозки пассажиров. Например, авиакомпания «Лютфганза» — сильная, умная авиакомпания с огромным флотом, она перевозит больше, чем вся Россия. Если брать отечественных игроков этого рынка, то первые российские компании работают примерно на одном уровне. Разница лишь в географическом положении — самые крупные авиакомпании находятся в Москве. Наверно, это оправдано, потому что 75% перевозок в нашей стране — это Москва, Московский регион. Перемещение населения в стране имеет очень низкий коэффициент, по сравнению с западными странами, наша задача — увеличить этот коэффициент подвижности. В Москве мы летаем частично, наши перспективы, конечно же, связаны с Екатеринбургом.
— Каким вы видите будущее уральской и российской авиации?— Мне бы хотелось, чтобы это будущее было, как небо в хорошую погоду: чистое, легкое и прозрачное. И чтобы достичь такого будущего, нужно хорошо и много работать, работать с полной отдачей, несмотря ни на какие обстоятельства или погодные условия. Мы, со своей стороны, приложим максимум усилий, чтобы расширить и разнообразить свои маршруты и услуги, улучшить сервис для наших пассажиров. В этом году мы увеличим воздушный флот до 35 самолетов, сохраняя приверженность Airbus, а до 2015 года сделаем выбор по широкофюзеляжным самолетам. «Уральские авиалинии» продолжат свое движение вперед и вверх!