Пассажирские автотранспортные перевозки являются на сегодняшний день наиболее проблемной частью отрасли транспортных услуг Свердловской области. Снижение спроса на услуги перевозчиков осложняется постоянными законодательными изменениями, проблемой согласования федерального и областного законодательств. Эти факторы в совокупности, по мнению экспертов рынка, приводят к снижению рентабельности бизнеса и переходу части игроков в другие сегменты рынка.
Основной проблемой автотранспортных предприятий, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки на территории региона, стал переход от заявительной к конкурсной системе заключения договоров. Дело в том, что запущенный достаточно успешно процесс проведения конкурсов сейчас застопорился по причинам юридического характера.
«Министерство транспорта в настоящее время не может проводить конкурс на заключение договоров на регулярные маршруты: часть конкурсных процедур, прописанных в законе № 127-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения Свердловской области», суд признал неправомерными. Между тем конкурс, согласно федеральному законодательству, является единственным законным способом заключения таких договоров», — отметил в своем докладе на конференции «Транспортные перевозки: проблемы и перспективы отрасли» главный специалист отдела развития транспорта регионального минтранса Дмитрий Пономарев.
По его словам, сейчас договоры можно заключать только на основании выданных ранее паспортов маршрутов, что вносит неразбериху и затрудняет работу перевозчиков. Особенно в условиях, когда, по данным областного министерства, 35% перевозчиков — индивидуальные предприниматели.
«У нас возникают ситуации, когда предприниматель, являющийся владельцем паспорта на социально значимый маршрут, допустим, умер, и передать паспорт законным образом другому перевозчику или каким-то иным способом заключить договор на этот маршрут теперь не представляется возможным. Или к нам приходят несколько предпринимателей, имеющих выданные в разное время паспорта на один маршрут, и мы по закону должны каждому из них дать возможность на этом маршруте работать», — пояснил Дмитрий Пономарев.
Что касается международных пассажирских автоперевозок, здесь, по словам директора филиала Росавтотранса в УрФО (ФБУ «Агентство автомобильного транспорта») Виктора Андреева, возможности организации бизнеса достаточно благоприятны.
«Если два года назад лишь одна или две компании осуществляли такие перевозки, то сейчас открыто 8 маршрутов с территории области. Основным направлением является Казахстан, есть маршрут в Бишкек, на рассмотрении находится заявка на открытие маршрута Тбилиси — Екатеринбург, разрабатывается маршрут из Германии в Екатеринбург. Но сложность в том, что маршруты открываются только при наличии договоров с автовокзалами и автостанциями, которые внесены в реестр минтранса и отвечают всем требованиям, предъявляемым к организации международных рейсов. К сожалению, при разработке рейса из Германии выяснилось, что многие автовокзалы Свердловской области не дают согласия на прохождение через них международных маршрутов, т.к. не могут эти требования выполнить», — рассказал В. Андреев.
Компании, занимающиеся нерегулярными пассажирскими перевозками, на проблемы с «отработкой» маршрутов не жалуются. Однако здесь свои сложности: в этом году значительно сократился спрос на их услуги.
«Пассажирские перевозки на газелях и автобусах — лишь небольшая часть нашего бизнеса. Хотелось бы больше, но возможности нет: спрос сильно сократился за последний год. Что касается отработки маршрутов, то у нас все происходит очень просто. Мы заключаем договор на комплексное обслуживание грузовыми либо пассажирскими перевозками. А заказчик, он же контрагент, сам определяет, на какие нужды ему нужен транспорт. Чем больше контрагентов, тем больше у нас заявок. Мы не осуществляем саму перевозку, но даем в аренду транспорт. Однако мы можем констатировать факт, что спрос именно на пассажирские газели упал, так же, как и на автобусы», — отметил директор компании «Служба 27» Анатолий Палкин.
Общей проблемой для всех компаний, занимающихся пассажирскими автоперевозками, по-прежнему остается «пиратство». И здесь борьба с нелегальными перевозчиками, предлагающими более низкие цены на свои услуги и не несущими должной ответственности за жизнь и здоровье пассажиров, вновь осложняется недоработками нормативной базы.
Как пояснили в региональном минтрансе, областным законом № 52 об административных правонарушениях была предусмотрена ответственность за незаконную организацию в том числе и пассажирских перевозок. Но сейчас судом приостановлено действие нескольких пунктов этого закона, так как полномочия штрафовать нелегальных перевозчиков есть только у федеральных органов. Запрашивать разрешительные документы региональные ведомства тоже не имеют права. В такой ситуации выявить «пирата» становится практически невозможно, и здесь, по мнению экспертов, бизнесу недалеко до коллапса.