Статьи
21.03.2014

Куда применить инвестора?

Куда применить инвестора?В последнее время модно говорить о новой волне экономического кризиса. Производство стагнирует, несмотря на постоянный курс на модернизацию. На рынке труда регулярно появляются профессиональные кадры, а работодатели жалуются, что некого нанимать. Нефтегазовый сектор остается единственным серьезным источником доходной части бюджета, пока основа экономики — средний и малый бизнес — страдает от коррупции. И все эти признаки нам хорошо знакомы. В очередной раз регионы разрабатывают инвестиционные карты, чтобы привлечь иностранные и отечественные капиталовложения в свое развитие, стимулируя бизнес идти на партнерство с государством.

Свердловская область не является исключением. Уже традиционные заверения в государственных гарантиях возврата инвестиций и снижении административных барьеров дополнены введением особой экономической зоны. «Титановая долина» находится на территории Верхнесалдинского городского округа, в городе Верхняя Салда в 35 км от Нижнего Тагила. Основными преференциями в налогообложении можно назвать льготную уплату налога на прибыль, освобождение от уплаты налогов на имущество и земельного налога в течение десяти лет и транспортного налога в течение одиннадцати лет. Кроме этого, на территории «Титановой долины» действует режим благоприятного администрирования, создающий возможность получения комплекса государственных услуг в одном месте, и режим свободной таможенной зоны. Площадка «Титановой долины» обеспечивается промышленной и деловой инфраструктурой за счет госбюджета.

Расчет на улучшение инвестиционных условий вполне разумен. Например, европейская команда инвесторов Effort Management Group рассматривает проекты на территории области и готова предложить своим восточным партнерам совместное участие. Делается ставка на перспективность региона и эффективность работы с его властью. Однако куда именно собираются вкладывать эти инвесторы? Не секрет, что самые популярные предложения для них поступают от власти в области крупных инфраструктурных или социальных проектов. Строительство дорог, больниц, детских садов, мостов, метрополитена — все это крайне важно нашим городам. Но так ли интересно инвесторам? Период окупаемости этих проектов лежит в далекой перспективе. Разговор о политической нестабильности и о борьбе кланов в регионе приобретает особый смысл в контексте «страховки» и «гарантий» собственности. А точек присутствия, своих представительств, постоянно работающих и вовлеченных в местное бизнес-сообщество, у иностранцев мало.

Какой формат должно иметь сотрудничество с иностранными корпорациями, чтобы оно приносило постоянную прибыль и развитие всем его участникам? С чего начинать практику этих отношений? Конечно, классической основой является политическая воля руководителей региона. Подписание соглашений, перекрестные визиты и понимание интересов друг друга помогут снять стереотипные опасения и прогнозировать дальнейшую работу. Немаловажным было бы закрепить инвестора в регионе — открыть представительство или совместное предприятие, организовать работу офисных сотрудников, предложить площадки для бизнес-общения. Не только конференции и форумы имеются в виду, главным цементирующим фактором должна стать каждодневная работа над общими проектами. Не удаленная, а живая.

Сами проекты, к счастью или сожалению, должны носить комплексный характер. Если не дать возможность инвестору быстро возвращать вложения, то никакими дополнительными льготами его не удержать. Бизнес, если он прибыльный, сам себя отрегулирует и соединит с государством, которое его развивает. И свободная конкуренция, привлечение разных компаний, равноудаленное их отношение к ресурсам — важный фактор.

Вторым по важности и показательным фактором, на наш взгляд, является отношение государства к отечественным бизнес-кругам. Именно глядя на практику ведения дел на территории края с нашими предпринимателями, заграничные коллеги и составляют профессиональное мнение о нас. Никто не поверит в гарантии неприкосновенности собственности для себя, если увидит ее неправомерный отъем у другого. И тем страшнее иностранцам, если они становятся свидетелями бесправия правоохранительных структур со своими, местными бизнесменами, которые, по их мнению, куда более защищены, чем чужаки.

В этом же ряду факторов привлекательности являются и такие «прикладные», как принято считать, моменты, как культура сервиса, документооборота, судопроизводства. Возникновение коммерческих споров не пугает адекватного предпринимателя. Но только в случае диктатуры закона и чистой работы судов. В случае, если все споры заминаются или решаются вне судебного поля, нам будет сложно предложить иностранным бизнесменам знакомую понятную прозрачную среду. «Правила игры» внутри каждой страны могут и должны быть своими, главное, чтобы они были едины для всех участников рынка.

Расторопность и гибкость финансовых институтов, грамотность и системность государственного подхода к хозяйствованию регионом — особенный фактор. Если у экономики нашей области объективно адекватное мировым тенденциям содержание, если процентные ставки банков, корпоративные программы, работа с зарубежными финансовыми структурами отлажена — то трансконтинентальные корпорации и международные компании чувствуют себя уверенно и комфортно. Если на моменте оценки, согласований, аудита возникают трения и несоответствия мировым стандартам — все эти риски компании перекладывают на нас. То есть в их стратегиях долгосрочная работа в партнерстве с регионом меняется на цель быстрейшей прибыли и ее вывода.

И конечно, остановимся на таком факторе, как уровень менеджмента и профессионализма кадров. Представим, что европейцы договорились о совместной работе по строительству какого-либо объекта. Кто будет его осуществлять и как будет организован контроль? Где гарантии прозрачной отчетности в тех форматах, к которым привыкли на Западе? В случае с Effort Management Group это, может быть, не самое узкое место, поскольку команда консалтинговая, специализирующаяся на адаптации разных подходов к управлению, и уже знакома с российскими реалиями. Но другие инвестиционные фонды? Уровень российского менеджмента, откатная система, многочисленные проверки и причины, по которым они возникают —являются серьезным сдерживающим фактором для их прихода.

Итак, резюмируя, отметим, что сейчас мы становимся свидетелями интересной тенденции. С одной стороны, власть региона предпринимает правильные с точки зрения логики шаги по оздоровлению экономической активности Свердловской области. С другой стороны, именно поэтому перед нами есть некий выбор — реально вникнуть в проблемы привлечения инвестиций или превратить все меры в докладные и пустые схемы. Надеемся, что в «нашей сборной» играют сильные государственники и эффективные хозяйственники. Потому что дважды нам никто не поверит.

Р
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
12.03.2013 Резидентам «Титановой Долины» «обнулят» ставку по налогу на прибыль организаций

УрБК, Екатеринбург, 12.03.2013. Резидентам особой экономической зоны «Титановая долина» решено «обнулить» ставку по ...

27.11.2012 Европейская консалтинговая компания Еffort Мanagement Group приходит в Екатеринбург

УрБК, Екатеринбург, 27.11.2012. Промышленные предприятия Свердловской области стали объектом интереса иностранных ...

29.03.2011 Boeing пока не определился, станет ли компания резидентом особой экономической зоны «Титановая долина»

УрБК, Екатеринбург, 29.03.2011. Boeing пока не определился, станет ли компания резидентом особой экономической зоны ...

21.12.2010 Участник проекта «Титановая долина» будет обязан инвестировать в него не менее 3 млн. евро

Резиденты особой экономической зоны «Титановая долина» не будут облагаться налогами на имущество, землю и транспорт, а ...

21.12.2010 Резидент ОЭЗ «Титановая долина» будет обязан инвестировать в проект не менее 3 млн. евро

УрБК, Екатеринбург, 21.12.2010. Резиденты особой экономической зоны «Титановая долина» не будут облагаться налогами ...