В последнее время модно говорить о новой волне экономического кризиса. Производство стагнирует, несмотря на постоянный курс на модернизацию. На рынке труда регулярно появляются профессиональные кадры, а работодатели жалуются, что некого нанимать. Нефтегазовый сектор остается единственным серьезным источником доходной части бюджета, пока основа экономики — средний и малый бизнес — страдает от коррупции. И все эти признаки нам хорошо знакомы. В очередной раз регионы разрабатывают инвестиционные карты, чтобы привлечь иностранные и отечественные капиталовложения в свое развитие, стимулируя бизнес идти на партнерство с государством.
Свердловская область не является исключением. Уже традиционные заверения в государственных гарантиях возврата инвестиций и снижении административных барьеров дополнены введением особой экономической зоны. «Титановая долина» находится на территории Верхнесалдинского городского округа, в городе Верхняя Салда в 35 км от Нижнего Тагила. Основными преференциями в налогообложении можно назвать льготную уплату налога на прибыль, освобождение от уплаты налогов на имущество и земельного налога в течение десяти лет и транспортного налога в течение одиннадцати лет. Кроме этого, на территории «Титановой долины» действует режим благоприятного администрирования, создающий возможность получения комплекса государственных услуг в одном месте, и режим свободной таможенной зоны. Площадка «Титановой долины» обеспечивается промышленной и деловой инфраструктурой за счет госбюджета.
Расчет на улучшение инвестиционных условий вполне разумен. Например, европейская команда инвесторов Effort Management Group рассматривает проекты на территории области и готова предложить своим восточным партнерам совместное участие. Делается ставка на перспективность региона и эффективность работы с его властью. Однако куда именно собираются вкладывать эти инвесторы? Не секрет, что самые популярные предложения для них поступают от власти в области крупных инфраструктурных или социальных проектов. Строительство дорог, больниц, детских садов, мостов, метрополитена — все это крайне важно нашим городам. Но так ли интересно инвесторам? Период окупаемости этих проектов лежит в далекой перспективе. Разговор о политической нестабильности и о борьбе кланов в регионе приобретает особый смысл в контексте «страховки» и «гарантий» собственности. А точек присутствия, своих представительств, постоянно работающих и вовлеченных в местное бизнес-сообщество, у иностранцев мало.
Какой формат должно иметь сотрудничество с иностранными корпорациями, чтобы оно приносило постоянную прибыль и развитие всем его участникам? С чего начинать практику этих отношений? Конечно, классической основой является политическая воля руководителей региона. Подписание соглашений, перекрестные визиты и понимание интересов друг друга помогут снять стереотипные опасения и прогнозировать дальнейшую работу. Немаловажным было бы закрепить инвестора в регионе — открыть представительство или совместное предприятие, организовать работу офисных сотрудников, предложить площадки для бизнес-общения. Не только конференции и форумы имеются в виду, главным цементирующим фактором должна стать каждодневная работа над общими проектами. Не удаленная, а живая.
Сами проекты, к счастью или сожалению, должны носить комплексный характер. Если не дать возможность инвестору быстро возвращать вложения, то никакими дополнительными льготами его не удержать. Бизнес, если он прибыльный, сам себя отрегулирует и соединит с государством, которое его развивает. И свободная конкуренция, привлечение разных компаний, равноудаленное их отношение к ресурсам — важный фактор.
Вторым по важности и показательным фактором, на наш взгляд, является отношение государства к отечественным бизнес-кругам. Именно глядя на практику ведения дел на территории края с нашими предпринимателями, заграничные коллеги и составляют профессиональное мнение о нас. Никто не поверит в гарантии неприкосновенности собственности для себя, если увидит ее неправомерный отъем у другого. И тем страшнее иностранцам, если они становятся свидетелями бесправия правоохранительных структур со своими, местными бизнесменами, которые, по их мнению, куда более защищены, чем чужаки.
В этом же ряду факторов привлекательности являются и такие «прикладные», как принято считать, моменты, как культура сервиса, документооборота, судопроизводства. Возникновение коммерческих споров не пугает адекватного предпринимателя. Но только в случае диктатуры закона и чистой работы судов. В случае, если все споры заминаются или решаются вне судебного поля, нам будет сложно предложить иностранным бизнесменам знакомую понятную прозрачную среду. «Правила игры» внутри каждой страны могут и должны быть своими, главное, чтобы они были едины для всех участников рынка.
Расторопность и гибкость финансовых институтов, грамотность и системность государственного подхода к хозяйствованию регионом — особенный фактор. Если у экономики нашей области объективно адекватное мировым тенденциям содержание, если процентные ставки банков, корпоративные программы, работа с зарубежными финансовыми структурами отлажена — то трансконтинентальные корпорации и международные компании чувствуют себя уверенно и комфортно. Если на моменте оценки, согласований, аудита возникают трения и несоответствия мировым стандартам — все эти риски компании перекладывают на нас. То есть в их стратегиях долгосрочная работа в партнерстве с регионом меняется на цель быстрейшей прибыли и ее вывода.
И конечно, остановимся на таком факторе, как уровень менеджмента и профессионализма кадров. Представим, что европейцы договорились о совместной работе по строительству какого-либо объекта. Кто будет его осуществлять и как будет организован контроль? Где гарантии прозрачной отчетности в тех форматах, к которым привыкли на Западе? В случае с Effort Management Group это, может быть, не самое узкое место, поскольку команда консалтинговая, специализирующаяся на адаптации разных подходов к управлению, и уже знакома с российскими реалиями. Но другие инвестиционные фонды? Уровень российского менеджмента, откатная система, многочисленные проверки и причины, по которым они возникают —являются серьезным сдерживающим фактором для их прихода.
Итак, резюмируя, отметим, что сейчас мы становимся свидетелями интересной тенденции. С одной стороны, власть региона предпринимает правильные с точки зрения логики шаги по оздоровлению экономической активности Свердловской области. С другой стороны, именно поэтому перед нами есть некий выбор — реально вникнуть в проблемы привлечения инвестиций или превратить все меры в докладные и пустые схемы. Надеемся, что в «нашей сборной» играют сильные государственники и эффективные хозяйственники. Потому что дважды нам никто не поверит.
Р