В российских онлайн и оффлайн магазинах все чаще продается так называемый «серый» товар, то есть не предназначенный для продажи в России. Он не прошел процедуру сертификации, а значит его качество никем не подтверждено. Более того, на него не распространяется гарантия от фирмы-производителя. Таким образом, потребитель получает потенциально проблемную продукцию. К сожалению, от подобных покупок российские граждане не защищены. Представители таких инстанций как Роспотребнадзор, налоговая служба и общество защиты прав потребителей разводят руками, когда слышат подобные истории. В России нет закона, чтобы привлечь «серых» дистрибьюторов к ответственности.
Одним из примеров является магазин «Фотосклад». Здесь открыто продаются «серые» фотоаппараты и оборудование для профессиональных фотостудий. Продавцы при покупке предупреждают покупателей о полулегальности товара, тем самым защищая себя от претензий со стороны правозащитников.
Как выяснилось, призвать к ответственности таких бизнесменов в России в принципе очень сложно: ни у налоговой службы, ни у Роспотребнадзора управы на них нет. Их позиция вызывает удивление, ведь, по сути, они дают торговле контрафактом зеленый свет.
«В российском законодательстве термина «не для продажи в России» не существует. Продавец, реализуя товар, несет ответственность перед потребителем за его качество и безопасность. Потребитель имеет право узнать из товарно-транспортной документации (накладной) происхождение товара, сведения о наличии сертификата или декларации, которые обязательно должны находиться в магазине и предъявляться по просьбе покупателя. Указанный в накладной номер сертификата или декларации можно проверить с помощью специального сервиса на сайте Росаккредитации», — пояснили в пресс-службе Роспотребнадзора.
Что касается гарантии на товар, то предоставлять ее или не предоставлять — это право производителя, а не обязанность. Гражданин, приобретая технически сложный товар без гарантийного срока, должен осознавать риски, связанные с этим. В Роспотребнадзоре пояснили, что в случае поломки такой техники потребителю придется проводить экспертизу за собственный счет, чтобы доказать производственные недостатки товара. Только в этом случае он может воспользоваться правом на ремонт неисправного аппарата.
В Управлении федеральной налоговой службы по Свердловской области заявили, что магазин «Фотосклад» и его способ продаж вопросов не вызывает, с точки зрения данного ведомства тут все чисто: не важно то, как завезен товар, важно, что налоги с продаж уплачены.
Таким образом, возникает закономерный вопрос — какой смысл добросовестным поставщикам продвигать на рынке «белый» товар, если можно завозить его полулегальным способом, иметь конкурентное преимущество в виде цены и при этом оставаться безнаказанным? Получается, что проходить сложную и дорогостоящую процедуру сертификации в Москве, чтобы твой товар признали качественным, в России нет никакого смысла.
Директор МБУ «Екатеринбургский муниципальный Центр защиты потребителей», вице-президент Всероссийской лиги защитников потребителей Андрей Артемьев обратил внимание на то, что компанию «Фотосклад.ру» нельзя призвать к ответственности, так как доказать ее вину перед потребителем практически невозможно: ведь продавец предупреждает покупателя, что техника произведена не для продажи в России. Значит, приобретая ее по более низким ценам, все риски, связанные с ее эксплуатацией, покупатель берет на себя.
«Я как гражданин имею право поехать в Китай и купить там фотоаппарат и по возвращении продать его вам. В этом нет ничего незаконного, если я вас предупредил, что он не предназначен для продажи в России», — пояснил Андрей Артемьев.
Таким образом, от контрафакта в конечном итоге страдают только неграмотные потребители, которые не знают, что такое «серый» товар и почему его нельзя покупать. Отличить его от «белого», легального можно по наличию гарантии от фирмы-производителя, инструкции на русском языке и адаптированности к российским электросетям. Также особенностью полулегального товара является цена: она, как правило, ниже рыночной примерно на 10-15%.
Между тем Интернет переполнен жалобами потребителей на такой товар. Завезенный в Россию полулегально, без соблюдения определенных правил, он часто бывает испорченным. Причем дефекты не видны с первого взгляда. Как правило, они обнаруживаются при эксплуатации. Потом, как пишут пострадавшие, для них начинаются «круги ада». Ни один сервисный центр не хочет брать ответственность за ремонт полулегального товара. Все детали, которые нужно заменить, приходится выписывать за свой счет, ремонт тоже «влетает в копеечку». В результате получается, что сэкономив изначально при покупке 10%, потребитель платит за товар чуть ли не двойную цену.
Стоит отметить, что покупая такую электронику, счастливому обладателю новинки приходится учить корейский, японский или китайский язык, потому что, как правило, «серый» товар завозится из этих стран. Также при покупке полулегального товара придется побегать по магазинам в поисках адаптера к российским электросетям.
В конечном итоге право выбора, какой товар купить — легальный или нет, останется за потребителем. К сожалению, не все российские граждане грамотны в этом отношении, поэтому «серый» бизнес в России процветает. Поскольку со стороны властей контрафакт никакому преследованию не подвергается, для предпринимателей нет смысла стараться сделать свой товар легальным. Таким образом, возможно, «белый» товар присутствует на российском рынке только благодаря наличию у некоторых бизнесменов чувства ответственности, добросовестности и порядочности.