«Больше колбасы»: свердловчане стали меньше есть хлеб
Свердловские производители хлеба и хлебобулочных изделий отмечают существенное снижение объемов продаж. С одной стороны, они связывают его с меняющейся структурой потребления граждан: с каждым годом люди едят все меньше хлеба. С другой стороны, сокращение темпов реализации игроки рынка склонны объяснять прежде всего кризисными ожиданиями населения. Кроме того, сейчас существует множество предпосылок для подорожания хлеба, и производители не исключают, что в скором времени стоит ждать роста цен.
Сокращение темпов продаж было достаточно ожидаемым, отмечают участники рынка. Потребление хлеба и, соответственно, объемы его производства, в принципе плавно снижаются с каждым годом: люди постепенно переходят на другие сегменты. Вместе с тем рост или спад продаж тех или иных производителей постепенно происходит на рынке, отмечает директор ОАО «Режевской хлебокомбинат» Владимир Сусуйкин.
«Общая тенденция с 90-х годов такова, что условный бутерброд начал меняться: меньше хлеба, больше колбасы и сыра. Поэтому ничего удивительного: меняется сама структура потребления. Но я не склонен думать, что люди в кризис стали есть меньше хлеба и больше, например, сервелата и сыра «Пармезан». Сейчас для этого нет никаких тенденций», — говорит директор предприятия.
Рынок меняется, каждый год потребление массовых сортов падает на 3-4%. Но это не значит, что весь рынок падает — растут какие-то другие сегменты, отмечает управляющий свердловского хлебокомбината «Смак» Владилен Фуфаров. Однако, по его мнению, падение продаж может быть связано и с Великим постом, который соблюдают христиане.
«За последние два месяца потребление снижается, об этом свидетельствует данные магазинов и торговых сетей. Сейчас это связано, прежде всего, с постом: некоторые люди перестали есть колбасу, и, соответственно, основа для бутерброда им не нужна. Хотя хлеб — это постный продукт. Кроме того, в этом году наблюдается снижение потребления, думаю, всех продуктов. Страну пугают кризисом, и люди стали меньше потреблять и меньше тратить денег. Это общие тенденции», — говорит глава предприятия.
Впрочем, у «Смака» снижения продаж за последние 12 лет не было, отмечает Владилен Фуфаров. Однако в этом году темпы роста оказались значительно ниже прошлогодних, сократившись с 7-8% до 3%, признает он. «Плюс вообще имеют немногие производители», — подчеркивает глава предприятия.
Что касается цен, сейчас накапливаются предпосылки для их роста. «Подорожали упаковка, оборудование, а также составляющие, которые зависят от импорта, сахар и другие товары. Честно говоря, я ожидал к весне коррекции курса цен на муку, возможно, в нижнюю сторону. Но, учитывая рост курса доллара, зерно и мука подорожают. То есть возможного снижения цен ожидать точно не стоит», — признает Владимир Сусуйкин.
В целом положение производителей хлеба сильно ухудшилось три с половиной года назад, когда решили, что подорожание одной буханки на 3-5 руб. будет критично для населения, сетует глава «Режхлеба». «Стоимость муки в итоговых ценах выросла в два с лишним раза,а цены не давали поднимать два года — это была огромная проблема», — вспоминает он.
Впрочем, на рынке пироговых изделий также складывается не самая неблагоприятная ситуация.
«По сравнению с февралем-мартом прошлого года продажи пирогов снизились, думаю, на 30-40 %. Точные причины неясны — обострившаяся конкуренция, общая экономическая ситуация, курсы валют или ситуация с Украиной и рублем, что также могло повлиять на спрос», — говорит управляющая пекарней «Мелин» Ирина Васина. Предприятие занимается доставкой пирогов, и сейчас, возможно, некоторые люди предпочитают готовить сами, а не заказывать готовые изделия, рассуждает она.
На стоимости продукции пока не отразилось подорожание сахара и других импортных составляющих, однако в будущем это не исключено, добавляет управляющая пекарней.
В пироговой «Боярин» снижения объемов продаж пока не ощутили, однако пекарня открылась в сентябре прошлого года, поэтому сравнивать не с чем, говорит директор предприятия Евгений Иванов.
«Рост цен на муку и сахар для продукции сильной роли не играет. Значительно сильнее сказалось повышение цен на ингредиенты для начинки, в частности, польских грибов, подорожавших на 68%, и семги, цена на которую выросла на 20%. Все это повлияло на снижение маржи», — отметил директор пироговой.
Напомним, ранее крупнейшие российские ритейлеры, в частности, «Магнит», отмечали наметившийся переход потребительских предпочтений россиян в сторону более дешевых продуктов.
Кроме того, холдинг «Ромир» в конце февраля опубликовал исследование, согласно которому в январе 2014 года горожане, проживающие в Уральском федеральном округе, сократили траты при ежедневных походах в продуктовые магазины. Средняя сумма чека составила в январе 401 руб. В целом по России сумма чека составила 501 руб., что на 2,5% меньше относительно уровня января прошлого года.