13.02.2014

С ног на голову: закон «О контрактной системе» поставил госзаказчиков в тупик

Бюджетные структуры с трудом осваивают 44-ФЗ «О контрактной системе», с 1 января этого года пришедший на смену 94-ФЗ «О госзакупках». Новая система госзакупок должна стать сбалансированнее, а за счет перехода к электронным процедурам — менее трудоемкой и более прозрачной. Однако пока возникает больше вопросов, чем ответов, признают госслужащие. Нынешний год должен стать переходным, чтобы специалисты в сфере госзакупок могли освоить новые правила и переобучиться, а в полную силу контрактная система заработает как минимум через год.

Вчера в Екатеринбурге прошла конференция на тему «Контрактная система. Реформа государственных и муниципальных закупок». Мероприятие было организовано в связи со вступлением в силу 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Новый закон, который ранее критиковали многие эксперты, вызвал трудности у заказчиков. Однако реформировать прежнюю систему закупок, работавшую по 94-ФЗ, было необходимо, так как цена не должна быть единственным фактором при заключении договора, отмечают государственные и муниципальные служащие.

«У нас были случаи, когда контракт брали и не выполняли, или брали аванс и исчезали. Государственная контрактная система на данном этапе выглядит более сбалансированной. Понятно, что в 2014 году она не запустится на полную мощность. Система, которая создается в стране — это одна из базовых основ рыночной экономики», — сказал заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский.

Сейчас всем участникам процесса необходимо прописать понятие репутации, чтобы избавиться от фирм-однодневок, которые мешают работать нормальным предпринимателям, отметил Александр Высокинский. Однако сейчас при таких попытках возникает проблема вхождения на рынок, поэтому необходимо найти золотую середину, подчеркнул замглавы администрации Екатеринбурга.

Основные изменения, которые принес ФЗ-44 государственным, муниципальным и корпоративным заказчикам, объяснил начальник отдела развития электронных закупок департамента развития федеральной контрактной системы (ФКС) Минэкономразвития Алексей Галкин. По его словам, важной нормой, облегчившей жизнь, стала норма, позволяющая муниципальным и городским заказчикам осуществлять закупки на сумму до 400 тыс. руб. у единственного поставщика. Кроме того, c 1 апреля заработает реестр банковских гарантий, который должен искоренить их поддельный рынок, и вся головная боль в этой сфере отныне будет лежать на кредитных учреждениях.

Также бюджетные учреждения теперь получили право принять положение о закупке по 223-ФЗ. Другой мерой стало введение запрета заключать контракты, если руководители заказчика и поставщика являются аффилированными лицами, а в случае выявления факта аффилированности контракт должен быть расторгнут. Помимо прочего, теперь заказчик может сам решать, стоит ли заключать контракт с организацией, попавшей в реестр недобросовестных поставщиков. Здесь следует отталкиваться от конкурентности рынка, потому что иногда выбор только одного поставщика обоснован экономически, отметил Алексей Галкин.

Кроме того, новая система значительно расширяет сферу использования электронных процедур. Их цель — прежде всего повысить эффективность борьбы с коррупцией, улучшить контроль и конкурентность, а также снизить значительные трудозатраты на подготовку бумажной документации. Однако заказчиков и поставщиков еще только предстоит обучить работать в электронных процедурах.

Сущность ФЗ-44 — в регламентации всех процедур, отметил председатель Счетной палаты Свердловской области Андрей Ефимов. Раньше контроль был ослаблен, и от нормы ответственности при ФЗ-94 стало легко отходить. Из-за этого на стадии реализации были сплошные нарушения и недостатки, что приводило к колоссальным потерям, говорит он. Более того, иногда в результате действий заказчиков и поставщиков получались совсем не те продукты, которые планировалось получить изначально, сетует глава ведомства.

Также новый закон вводит понятие аудита закупок, их рациональности и результативности потраченных средств. Однако несмотря на это, пока возникает больше вопросов, чем ответов, отметил Андрей Ефимов.

Как добавил замначальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами управления контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы Роман Семенов, сейчас придется заново пройти этап формирования правоприменительной практики. Те или иные нормы принимались в сжатые сроки, поэтому для них характерна недосказанность, признает чиновник. В частности, пока не совсем ясно, как проводить малые по объему закупки малым организациям — в этой части будут правки, говорит госслужащий.

Вокруг общественного контроля, который стал одним из нововведений закона, много разных точек зрения, однако он существовал и ранее, и граждане отправляли в ФАС жалобы на абсурдные закупки, говорит Роман Семенов. Этот инструмент окажет достаточно существенное давление на заказчиков, однако общественный контроль должен быть, подчеркивает представитель ФАС.

Руководитель Управления ФАС по Свердловской области Татьяна Колотова добавила, что новый закон вводит двухстадийное планирование сроком на один и три года, обязательное обоснование закупок, а также защиту от демпинга. Пока же все участники процесса госзакупок только осмысляют новый закон: если в 2013 году в региональное ведомство поступило 1 700 жалоб, то пока по ФЗ-44 — всего две. «Пока о практике применения нового закона ничего сказать не могу», — резюмирует Татьяна Колотова.

Сотрудникам бюджетных структур переход на контрактную систему существенно добавил работы. Сейчас с ним множество трудностей, однако в будущем новый закон должен принести пользу.

«ФЗ-44 переломил практику, которая наработана годами. Сильно переменилась сфера ответственности заказчика. В законе прописаны плановые и внеплановые проверки ФАС, казначейства и министерства экономики. С 1 января 2014 года закон обязывает организации вывесить планы и графики закупок на год. Если информации нет, то организация не вправе проводить торговые процедуры», — заявила начальник юридического отдела ФГУП «ЦентрИнформ» Юлия Тавабилова. Вместе с тем данная система сделает процедуру закупок более открытой за счет введения прозрачности торгов, добавила она.

Таким образом, пока в новой системе остается множество непонятных для участников пунктов, которые будут нарабатываться, скорее всего, значительно дольше, чем один год. Не исключено, что новая система действительно снизит уровень коррупции и повысит эффективность госзакупок. Однако стоило ли ради этого ломать старую работающую систему — риторический вопрос.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
12.02.2014 Осмыслить процесс заново: закон «О контрактной системе» поставил госзаказчиков в тупик

Бюджетные структуры с трудом осваивают 44-ФЗ «О контрактной системе», с 1 января этого года пришедший на смену 94-ФЗ «О ...

10.01.2014 «Заложена мина»: закон «О контрактной системе» принесет массу трудностей при реализации

1 января 2014 года на смену закону «О размещении заказов» (94 ФЗ) пришел закон «О контрактной системе» (44 ФЗ) ...

24.05.2013 Новый закон о госзакупках: реальная экономия?

1 января 2014 года вступит в силу новый закон — о федеральной контрактной системе. Проект содержит ряд изменений, ...

23.05.2013 Купи то, не знаю что: поможет ли новый закон о госзакупках экономить

1 января 2014 года вступит в силу новый закон — о федеральной контрактной системе ...

20.05.2013 В Свердловской области начали подготовку к переходу на новую контрактную систему в сфере госзакупок

УрБК, Екатеринбург, 20.05.2013. С 1 января 2014 года на территории Российской Федерации вступит в силу новый закон, ...