В очередь: дефицит на молоко привел к удорожанию молочной продукции
Производители молочной продукции Свердловской области массово жалуются на дефицит сырья и повышение цен со стороны поставщиков. По оценке предприятий-переработчиков, за год закупочная стоимость увеличилась примерно на 25-30% Существующая ситуация привела к тому, что некоторые молочные заводы были вынуждены уменьшить объем производства. Кроме того, существующий дефицит также стал причиной значительного роста импорта молочных товаров из стран дальнего зарубежья, в частности, ввоз сливочного масла вырос на 48%, а его цена за год увеличилась почти на 20%.
По данным Евразийской экономической комиссии, за 11 месяцев 2013 года объем импорта молочной продукции в Таможенный союз (ТС) из стран дальнего зарубежья вырос на 25,7% в стоимостном выражении и на 17,6% — в физическом по сравнению с тем же периодом 2012 года. Так, ввоз сыров и творога вырос на 12%, йогуртов и кефира — на 33%, сливочного масла — на 46%. Основной причиной увеличения импорта называют дефицит сырого молока на территории стран ТС, который стал следствием малых вложений в молочное животноводство, высокой стоимости кормов, а также уходом с рынка ряда малых и средних молокоперерабатывающих производств.
Ввиду значительного дефицита потребительская стоимость молочных продуктов в прошлом году сильно выросла. По данным Росстата, цены на молоко и молочные продукты в январе 2014 года выросли на 13,9% по сравнению с январем 2013 года, а сливочное масло и вовсе подорожало на 19,3%.
Свердловские производители молочных товаров отмечают, что дефицит сырья привел к тому, что пришлось сократить объем выпускаемой продукции, а предприятия вынуждены конкурировать между собой за сырое молоко.
«Мы стали выпускать меньше продукции, между заводами сейчас идет конкуренция за сырье, а не как раньше — за потребительские цены на продукты. Работаем мы только с местными поставщиками сырья, и с прошлого года стало тяжело: закупочные цены подняли примерно на 25-30%, отсюда выросла и себестоимость», — говорит заместитель гендиректора ООО «Косулинское многопрофильное предприятие» Александр Непутин.
Рост цен на сливочное масло топ-менеджер предприятия объясняет этими же причинами. Впрочем, сейчас производим его себе в убыток, жалуется он. «Масло получается очень дорогое. Мы ничего не добавляем, работаем с натуральным продуктом, и поэтому нам очень тяжело», — сетует Александр Непутин.
Генеральный директор каменск-уральского ОАО «Молоко» Анатолий Куклин также отмечает, что существующий дефицит сырья является проблемой. Сырье дорожает, цены растут, а покупательская способность остается такой же, говорит он.
По словам руководителей обоих предприятий, для решения проблемы необходимо увеличивать дотации сельскому хозяйству, а также предпринимать меры, чтобы не сокращать количество поголовья в хозяйствах.
Впрочем, для поставщиков молочного сырья сложившийся дефицит стал значительным подспорьем в работе. «Для сельхозпроизводителей это отдушина. Если бы дефицит продержали еще хотя бы два года, мы бы могли в это время вывести его «в ноль». За полтора года мы почти на 50% увеличили поголовье. Сейчас расчеты более-менее проходят, и молочные заводы начинают дорожить поставщиком, а в 2010 году цену на молоко обвалили, и расчеты вели по 2-3 месяца», — говорит руководитель ООО «Агрофирма Манчажская» Олег Шестаков.
Для решения дефицита необходимо увеличить поголовье молочного скота, считает глава предприятия. Это небыстрый процесс: чтобы вырастить корову, необходимо минимум 2,5 года, отмечает он. Впрочем, сейчас нарастить производство молока особой проблемы нет, правительство оказывает в этом помощь, говорит Олег Шестаков.
Что касается роста импорта, то сейчас везут продукты, которых не хватает на рынке: масло и сыры, отмечает он. На рынке не хватает переработки товаров длительного хранения, например, масла и творога. Для производства одного кг сливочного масла нужно 20 л молока, и тогда оно должно стоить примерно 500 руб. за кг.
«Мы делаем масло, потому что оно необходимо в технологической цепочке, и производим его в минимальных объемах. Когда я продаю масло за 280-310 руб., меня давит жаба размером со слона», — жалуется молокопроизводитель.
Пока у свердловских потребителей еще не сформировалась культура потребления дорогих продуктов, но постепенно придется прийти к тому, что от спредов и дешевого импорта придется отказаться.
Председатель комитета по аграрной политике свердловского Заксобрания Илья Гаффнер говорит, что области, безусловно, нужно свое молочное сырье: регион обеспечивает свои потребности на 54%, остальное приходится на импорт готовых продуктов. «Здесь нам есть куда расти: мы выделяем субсидии на строительство коровников по новым технологиям, чтобы производители сельхозтоваров могли вкладывать в это деньги и увеличивать производство молока», — говорит областной депутат.
При этом помочь данной сфере внебюджетными мерами трудно: срок окупаемости подобных проектов составляет 10-15 лет, и вряд ли это заинтересует каких-либо инвесторов, заключают эксперты.