Из семи компаний, которые входят в Ассоциацию экспресс-перевозчиков (АСЭП), в Екатеринбурге свою деятельность продолжат только две. Это связано с ужесточением таможенных требований. Участники рынка считают, что это вряд ли изменит расстановку сил, так как в последнее время лидером по доставке корреспонденций физическим лицам является ФГУП «Почта России», которое сократило сроки прохождения международной корреспонденции до 14 дней. Тем временем Минкомсвязи РФ уже заявило, что готово обсудить с перевозчиками механизмы упрощения правил доставки посылок из-за рубежа.
В Екатеринбурге из семи компаний, которые входят в Ассоциацию экспресс-перевозчиков (АСЭП), осуществляли свою деятельность только пять. После появления в сети Интернет проекта письма АСЭП о прекращении работы в связи с ужесточением таможенных правил свои намерения подтвердили DHL, DPD и FedEx. У последней компании своего офиса в Екатеринбурге нет. Неизвестна реакция и руководства TNT в России, согласно официальному сайту которой она также не имеет представительства на Среднем Урале.
В проекте письма АСЭП говорилось, что «в новых условиях объемы прибывающих экспресс-грузов значительно превышают количество грузов, выпускаемых в свободное обращение. Для индустрии экспресс-доставки сервис, предоставляемый нашим клиентам, сочетающий в себе скорость, качество и надежность доставки в полном соответствии с местным законодательством, является ключевым элементом деятельности. Новый порядок делает невозможным оказание компаниями-членами АСЭП уровня сервиса, ожидаемого нашими клиентами».
В екатеринбургском представительстве DHL отметили, что работу по доставке корреспонденций из-за рубежа завершат 27 января, а в DPD сообщили, что закрыли это направление еще 9 января.
От UPS официального заявления о том, будут ли они подписывать письмо АСЭП, пока не поступало. В екатеринбургском офисе компании затруднились что-либо пояснить. «Мы пока ничего сказать не можем. Никаких распоряжений нам не поступало, работаем, как и раньше», — сообщили УрБК в офисе UPS.
В головном офисе перевозчика в Москве также прокомментировать ситуацию не смогли, сославшись на отсутствие руководства. «Руководители компании сейчас находятся на конференции в Европе, где, в частности, как раз обсуждается вопрос дальнейшей работы в России в сложившихся условиях», — заявили в московском офисе UPS.
Представители Pony Express сообщили, что компания свою деятельность будет продолжать, сославшись на заявление, которое сделал генеральный директор Георгий Аликошвили. А советник гендиректора компании «СПСР-экспресс» по развитию Александр Васильев заявил «Ведомостям», что перевозчик не собирается отказываться от экспресс-доставки.
В TNT Express сообщили, что компания так же продолжит работу по международной экспресс-перевозке грузов в России.
«TNT Express в своей деятельности всегда руководствуется нормами действующего законодательства. Порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых по линии TNT Express в адрес физических лиц на территории РФ, не изменился. TNT Express продолжает оказывать услуги по международной экспресс-перевозке грузов в штатном режиме без каких-либо дополнительных ограничений», — сообщил директор по маркетингу и продажам Дмитрий Чельцов. При этом он отметил, что в случае необходимости информирования клиентов о каких либо изменениях TNT Express направляет уведомления исключительно от имени самой компании и не использует документы других организаций.
Информация об ужесточении правил таможенного оформления иностранной корреспонденции появилась в начале января. Тогда началась паника среди российских клиентов зарубежных интернет-магазинов после сообщений в группе «Живого журнала» Virtualshopping о том, что для компании DHL сотрудники таможни в аэропорту Шереметьево ввели дополнительный список документов. В него входили копия паспорта с регистрацией, заказ из интернет-магазина, фото заказанных товаров, а также подлинники договора на оказание услуг по таможенному декларированию и копия банковской карты.
По словам Александра Васильева, ряд новых требований таможни, таких как подтверждение стоимости и подтверждение оплаты, существовал и раньше, но тогда они предъявлялись на усмотрение инспектора таможни, а теперь стали обязательными.
«СПСР-экспресс» и раньше требовала эти документы с ритейлеров, как и копии паспортов покупателей и брокерский договор, и получает эти документы автоматически благодаря IT-системе, а не вручную, как другие перевозчики. По мнению представителя компании, именно отсутствие подобного сервиса могло стать причиной приостановки импорта экспресс-рассылок физическим лицам у других участников рынка.
Стоит отметить, что после заявлений DHL, DPD и FedEx Министерство связи и массовых коммуникаций РФ сообщило, что ждет от операторов экспресс-доставки предложений по упрощению таможенного законодательства. По словам заместителя главы ведомства Михаила Евраева, Федеральная таможенная служба потребовала от перевозчиков соблюдения действующего законодательства, чего они оказались не готовы сделать.
На сегодняшний день, по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, лидером на рынке доставки международной корреспонденции российским гражданам является ФГУП «Почта России». По официальным данным самой компании, к концу 2013 года средний срок доставки посылок из Великобритании, США и Китая сократился с 1,5-2 месяцев до 10-14 дней. Теперь нагрузка на государственную компанию, вероятно, возрастет еще больше.
Только в Екатеринбурге за два месяца работы места международного почтового обмена (ММПО) в зоне деятельности Кольцовской таможни корреспонденций оформлено более 202 тыс. 682 штук.