Российские власти меняют правила покупок в зарубежных инетернет-магазинах. Среди рядовых граждан как конечных потребителей это уже вызвало бурю недовольства, так как нововведения снизят скорость доставки и простоту оформления заказов. Аналитики считают, что подобное «закручивание гаек» положительно скажется только на отечественных игроках интернет-торговли, но не сможет повысить фискальную составляющую, которую декларирует руководство Федеральной таможенной службы.
Еще в 2012 году государство начало проявлять интерес к быстрорастущему сегменту интернет-торговли. В декабре 2013 года президент РФ Владимир Путин потребовал упорядочить трансграничную интернет-торговлю.
В 2014 году паника среди российских клиентов зарубежных интернет-магазинов началась после сообщений в группе «Живого журнала» Virtualshopping о том, что для компании DHL сотрудники таможни в аэропорту Шереметьево ввели дополнительный список документов. В него входили копия паспорта с регистрацией, заказ из интернет-магазина, фото заказанных товаров, а также подлинники договора на оказание услуг по таможенному декларированию и копия банковской карты.
Однако таможня впоследствии опровергла эту информацию, а сами интернет-шопоголики признали, что действительно подобные документы порой таможня требовала предоставить, если товар вызывает опасения у инспектора.
На данный момент беспошлинная стоимость заказанных через Интернет товаров составляет 1 тыс. евро при весе не более 31 кг. В список запрещенных товаров входят спиртные напитки, в том числе пиво, табачные изделия, оружие и его части, кроме оптических прицелов, наркотические вещества, радиоактивные материалы, быстропортящиеся продукты, живые животные и растения в любых формах.
В Уральском таможенном управлении отмечают, что подозрительных посылок с каждым годом становится все больше. «Люди заказывают большие партии товара, явно предназначенные не для личного пользования, а для продажи: одежду, сумки, аксессуары. Конечно, если вы заказали два или три сотовых телефона из Кореи, никто не станет задерживать вашу покупку, ссылаясь на их количество. А вот если телефонов, например, десять? Придется оформлять товар как купленный с целью последующей перепродажи и платить соответствующую таможенную пошлину. Аргумент: «Я заказал один для себя и еще девять — для друзей, им тоже эта модель понравилась» — не сработает», — сообщили в пресс-службе управления.
При этом руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) не скрывает, что при активном развитии трансграничной интернет-торговли таможенные отчисления в бюджет остаются минимальными. Поэтому таможенники хотят усложнить процесс ухода от таможенных платежей, так как, по его словам, чаще всего международными почтовыми отправлениями пользуются не обычные граждане, а коммерсанты. «Будет не объективно говорить, что посылки идут в адрес физических лиц. Идут товарные партии», — сказал глава ФТС РФ Андрей Бельянинов.
С ним солидарно руководство Минфина РФ, которое предлагает снизить уровень не облагаемых таможенной пошлиной интернет-покупок до 150 евро. Пока же сверхлимитная корреспонденция облагается пошлиной в размере 30% от таможенной стоимости товара, то есть не менее 4 евро за 1 кг, облагается корреспонденция. По замыслу же руководства ФТС РФ, введение 10%-ной пошлины с каждой посылки из интернет-магазина должно принести в федеральный бюджет до 28 млн евро.
В данном случае под предлогом наполнения бюджета правительство и таможня действуют на благо игрокам отечественной интернет-торговли, расценки которых порой в разы больше, нежели в фирменных магазинах за рубежом.
В этом уверен аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко, по словам которого основная цель, преследуемая правительством РФ при увеличении таможенных пошлин, это не наполнение бюджета, а повышение конкурентоспособности отечественных товаров и торговых площадок за счет снижения разницы в стоимости.
«В случае подобных нововведений количество заказов у российских игроков дистанционной торговли, несомненно, увеличилось, что благоприятно сказалось бы на финансовых результатах. Что же касается клиентов зарубежных интернет-магазинов, то в случае введения норм, которые предлагают таможня и Минфин, скорость доставки, а также простота покупок для конечного потребителя существенно снизится, что значительно увеличит долю отказов от товаров, а также приведет к снижению спроса на доставку товаров из-за границы», — считает Роман Гринченко.
Однако даже если государство озаботилось поддержкой «отечественного производителя», остается открытым вопрос о том, насколько законно были закуплены импортные товары российскими интернет-магазинами для последующей продажи в РФ.
Кроме того, как считает заместитель генерального директора ООО «Уником Партнер» Дмитрий Земеров, нельзя все товары, доставляемые международными почтовыми отправлениями, облагать пошлиной только по критериям цены и веса. «Есть товары массового спроса, а есть специфические вещи, такие как книги, например. При этом часть из них в России просто не достать, и не факт, что они появятся в российском сегменте интернет-торговли», — отметил Дмитрий Земеров, добавив, что новые правила снизят скорость доставки товаров до конечного потребителя.
Таким образом, можно предположить, что и таможня, и ФГУП «Почта России» фактически рубят сук, на котором сидят. В данный момент обе службы загружены посылками из-за рубежа, что признает руководство обоих ведомств, но ужесточив правила, они не разгрузят себя на первых порах, а впоследствии, когда объем корреспонденций снизится, «фискальная составляющая», о которой говорил глава ФТС РФ Андрей Бельянинов, так и останется на низком уровне.