В нижнюю палату российского парламента заместитель председателя комитета Совета Федерации по законодательству и глава комиссии по развитию информационного общества Руслан Гаттаров внесли законопроект, направленный на борьбу с sms-спамом. Опрошенные УрБК операторы сотовой связи согласились с тем, что такой законопроект нужен, однако предположительную эффективность документа, если он будет принят, оценивать не стали, но в целом к идее законодательного решения проблемы отнеслись положительно.
Разработчики законопроекта предусмотрели три основные меры по борьбе со спамом. В первую очередь он дает операторам связи возможность не пропускать спам-рассылки, тогда как сейчас они подобными возможностями не обладают. Рассылка будет разрешена только в том случае, если абонент дал свое согласие на это. Кроме того, в документе значится норма «обратной связи», когда любой гражданин, получивший спам по sms, может обратиться к оператору и заблокировать доставку сообщений с этого номера.
Законопроект впервые рассматривался на заседании комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества 27 ноября, и после дорабатывался с участием операторов связи и экспертов.
По словам Руслана Гаттарова, sms-спам приобрел в России характер эпидемии. «В мобильных сообщениях спам получают до 76% россиян, и абсолютное большинство из них относится к таким рассылкам отрицательно», — отмечает сенатор.
Правозащитник Андрей Артемьев считает, что количество незаконной рассылки не снижается, потому что это приносит прибыль компаниям, и никаких особых наказаний за этот вид деятельности нет.
«Экономический интерес, безнаказанность — вот причина, почему рассылка получила такое широкое распространение. Нужно, чтобы закон работал эффективно. Бороться с подобными рассылками можно посредством обращения в Федеральную антимонопольную службу, которая должна возбудить производство по данному делу», — подчеркнул правозащитник.
Грешат sms-рассылкой фактически все предприятия, которые работают в сфере услуг. Не гнушаются этим и банки. Не так давно ФАС оштрафовала Хоум Кредит Банк на 100 тыс. руб. Причиной взыскания послужила незаконная sms-рассылка от абонента «HomeCredit», содержавшая рекламу банковских услуг. Жалобы абонентов регулярно поступают на рассылку от Банка Москвы и банка ИТБ. Теперь среди нарушителей оказался и банк «Агропромкредит». То, что кредитные организации все чаще стали попадаться на использовании незаконной рекламы, по оценке наблюдателей, может говорить об их нестабильной финансовой ситуации.
По словам юристов, рассылка sms-сообщений рекламного характера без согласия на то владельца данного номера является нарушением статьи 18 ФЗ «О рекламе». Ответственность за нарушение рекламного законодательства предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб., на должностных лиц — от 4 до 20 тыс. руб. и на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
В пресс-службе Уральского филиала ОАО «ВымпелКом» (товарная марка «Билайн») отметили, что пока документ, внесенный в Госдуму, не принят, говорить о том, как он будет работать на практике — пока рано. Тем не менее в компании считают, что на сегодняшний момент проблема sms-спама является одним из наиболее острых вопросов, беспокоящих клиентов. Поэтому оператор пытается ее решить за счет внедрения собственных сервисов.
«Так, в начале октября «ВымпелКом» внедрил решение SMS-Proof, позволяющее анализировать номера отправителей и подписи в sms, а также блокировать входящий трафик в случаях, если он признан неправомерным. А в начале декабря запустил единый номер отписки от спама и нежелательных сообщений, приходящих с коротких буквенно-цифровых номеров», — сообщили в пресс-службе.
При этом в ОАО «ВымпелКом» отмечают, что достаточно часто абонентам приходит sms-спам, на который они действительно сами подписались, и рекомендуют клиентам внимательно знакомиться с документами, которые они подписывают с указанием номера телефона.
Разрабатывать собственные методы борьбы с sms-спамом вынуждены фактически все операторы сотовой связи, так как прямым следствием навязчивости рассылки является отток абонентов.
Так, по итогам III квартала 2013 года отток абонентов МТС сократился и составил 9,1%, что, как считают в компании, указывает на высокую лояльность абонентов, которая в том числе зависит и от защиты пользователей от спам-рассылок.
При этом наиболее эффективными мерами по борьбе со спамом и мошенничеством считается переход на прямые договоры с распространителями и агрегаторами sms, а также перевод трафика с коротких и буквенных номеров от других операторов на собственную сеть.
«Только в пределах собственной сети оператор сможет эффективно проконтролировать прохождение sms от отправителя к получателю, проверять наличие согласия абонента на получение информационных sms, применять штрафные санкции к недобросовестными отправителями рассылок, а также надежно отфильтровывать мошеннические sms. Сегодня 98% спама поступает в сеть МТС от sms-центров других операторов. Также нашим абонентам доступны услуги SMS-Pro и «Черный список», которые позволяют пользователям самостоятельно блокировать входящие sms c цифровых, коротких и буквенных номеров. Это позволило в 10 раз увеличить число блокируемых спам-сообщений», — сообщили в пресс-службе МТС Урал.
В «МегаФоне» с 5 ноября 2013 года после начала полной блокировки sms-сообщений, приходящих в сеть оператора с коротких и символьно-буквенных номеров из других мобильных сетей, отмечают значительное снижение количества спама, доходящего до абонентов. По данным компании, за месяц работы интеллектуальной платформой «Антиспам» было заблокировано 240 млн спам-сообщений, что вдвое больше, чем месяц назад, при этом количество жалоб клиентов на спам уменьшилось в три раза.
«Наша позиция относительно борьбы с sms-спамом однозначна: мы считаем, что абонент должен всегда иметь возможность отказаться от несанкционированной рассылки. Сложившаяся на рынке ситуация, при которой операторы несут ответственность за доставку абонентам сообщений с десятизначных номеров, ограничивает нас в праве блокировать подобные sms-сообщения. Это неправильно, ведь речь идет либо о тех рассылках, которые наши абоненты не хотят получать, либо о тех, где мы не располагаем сведениями о согласии абонентов», — отмечает пресс-секретарь Уральского филиала ОАО «МегаФон» Александра Репьева.
В компании считают, что рынок должен быть более упорядоченным, и поэтому однозначно приветствуют законопроект Руслана Гаттарова, в котором дано четкое определение того, что такое спам-рассылка, а также содержится разрешение блокировать такие рассылки, отправленные с обычных десятизначных номеров.
«Данный законопроект крайне актуален, так как он закрепляет за оператором связи полномочия рекламораспространителя, что, в свою очередь, дает нам право контролировать содержание рассылок и наличие согласия абонента на них. Более того, мы считаем, что здесь у нас есть общая цель с антимонопольными органами, которые призваны регулировать рынок рассылок. Мы хотим, чтобы этот рынок был прозрачным, и сотовые операторы могли защищать своих абонентов», — заявила Александра Репьева.