Опыт развития событийного туризма в Свердловской области в 2013 году показал, что небольшие мероприятия в удаленных точках области зачастую не достигают должного уровня притягательности для туристов даже при поддержке региональной и муниципальной власти. В связи с этим участники научно-практической конференции «Развитие туризма в Свердловской области: итоги 2013 года, планы на 2014 год» пришли к выводу о необходимости организации более масштабных событий, имеющих потенциал со временем выйти на межрегиональный и федеральный уровни.
«Событий разных очень много. Но выбрать те, которые станут «точками притяжения» для туристов, достаточно сложно. В 2013 году в Свердловской области получили поддержку из бюджета правительства региона 15 мероприятий. В основном они проходили в летний период: к сожалению, в нашей климатической зоне гораздо проще и ярче организовывать мероприятия летом. В организации событий принимали активное участие и несколько муниципалитетов», — пояснила директор центра развития туризма Свердловской области Эльмира Туканова.
По словам Э. Тукановой, в число наиболее массовых мероприятий вошли Майская прогулка, Ирбитская ярмарка (25 тыс. посетителей за 3 дня), День Невьянской башни (9 тыс. посетителей за 1 день). Самое северное событие — горный марафон «Конжак» — также оказалось одним из наиболее посещаемых. Всего же участниками туристических событий стали 58 820 человек, однако из 15 мероприятий соответствие заявленному уровню посещаемости показали только 8. В связи с этим в 2014 году количество событийных мероприятий, которые смогут рассчитывать на поддержку, будет сокращено.
«Мы побывали на трех мероприятиях, одно из них — «Друзья кастомайзинга». Фестивалем это было назвать сложно, т. к. приехал только наш автобус — остальных туда почему-то даже не пускали. Конечно, небольшие мероприятия — это хорошо, однако ожидаемого уровня я не увидела. Для подготовки таких событий нужны профессионалы — режиссеры, постановщики. Сейчас этим занимаются люди, не имеющие опыта и знаний — только горячее желание», — рассказала Елена Клименко, представитель факультета туризма и сервиса Уральского лесотехнического университета.
Стоит отметить, что на финансирование этих туристических событий были выделены из бюджета Свердловской области около 7 млн руб.; из бюджетов муниципальных образований — 3 млн 771 тыс. руб.; из внебюджетных источников — 739 тыс. руб. При этом только 10 муниципалитетов приняли участие в финансировании мероприятий, проводимых на их территории.
«У нас прошли публичные слушания по бюджету Артемовского ГО: город на развитие туризма закладывает ноль рублей. Глава городского округа на мой вопрос о причинах такого положения дел пояснила, что Артемовский — дотационный муниципалитет, и ничего закладывать на эти цели он не может», — сообщил представитель предпринимателей округа Олег Фатеев.
Выходом из создавшейся ситуации, по мнению участников туристического рынка, может стать организация масштабных комплексных мероприятий, которые бы объединили под одним брендом различные маршруты и локальные события.
«Мне кажется, в настоящее время нет события, которое стало бы брендом Свердловской области. Я считаю нужным сделать такое мероприятие, которое объединило бы разные площадки, чтобы у него был единый центр, и чтобы к нему могли присоединиться другие небольшие события, которым трудно самостоятельно выйти в информационное пространство», — предложила представитель Ассоциации придорожного сервиса Светлана Моисеева.
Между тем в министерстве экономики Свердловской области полагают, что опыт организации подобных мероприятий в регионе уже есть. Нужно только определить, какие из них выбрать, и оказать соответствующую информационную и финансовую поддержку.
«У министерства экономики региона есть предложение провести на территории области два, а если потянем — четыре крупных массовых мероприятия, которые могли бы получить на первом этапе статус событий областного масштаба, а затем выйти на межрегиональный и далее на федеральный уровень. Опыт такой уже есть: мы успешно провели в прошлом году форум «Большой Урал», и не только его. Возможно, есть смысл из этих мероприятий сделать брендовые события», — отметила заместитель министра экономики Свердловской области Елена Новоторженцева.
Отметим, по итогам конференции свои предложения по выбору достойного события участникам рынка нужно внести в течение месяца. Центру развития туризма Свердловской области предстоит обработать полученную информацию и использовать ее для создания стратегии поддержки событийного туризма на 2015-2016 годы.