Подготовка главного финансового документа региона всегда вызывает немало дискуссий. О том, какие заблуждения могут возникнуть в процессе обсуждения бюджета, УрБК рассказала министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко.— Первое, что возникает при обсуждении бюджета области на 2014 год — это сокращение расходной части. Действительно ли власти региона пошли на секвестр казны? — Говорить о фактических расходах можно только тогда, когда они реально появятся, то есть, с момента старта исполнения бюджета — с 1 января 2014 года. А на сегодняшнем этапе бюджетного процесса мы можем говорить только об основных подходах к его планированию и формированию. Сегодня подходы определены: регионом предусмотрены средства на все социальные выплаты, а также на повышение зарплаты работникам бюджетных учреждений в соответствии с майскими указами президента. В полном объеме запланированы платежи из областного бюджета за неработающее население в фонд медицинского страхования. Остальные расходы относительно утвержденных законом о бюджете сокращены на 5,5%. Среди таких сокращений, например, отмена индексаций на повышение зарплат как областным, так и муниципальным чиновникам.
Сегодня определены приоритеты по финансированию объектов капитального строительства: основное внимание уделяется объектам с высокой степенью готовности. Мы продолжаем финансировать строительство спортивных сооружения для муниципалитетов, но и здесь подходы изменились: предлагается рассмотреть недорогие спортивные объекты при школах — лыжные базы, стадионы, то есть все, что может повысить охват жителей, занимающихся спортом. Конечно же, предусмотрено и финансирование спортивных объектов к ЧМ-2018.
Мы продолжаем поддерживать промышленность, сельское хозяйство, энергетику и ЖКХ, малое и среднее предпринимательство.
Отдельная позиция — строительство детских садов, которое будет продолжено. Напомню, что к 1 января 2016 года в регионе должна быть ликвидирована очередь в детские сады. В бюджете 2014 года на строительство детских садов предусмотрено 4 млрд рублей для муниципалитетов региона.
Хочу напомнить, о чем говорилось уже неоднократно: опасения необходимости «подтянуть пояса» не напрасны — об этом говорят цифры, демонстрирующие динамику снижения налоговых доходов, в первую очередь, за счет налога на прибыль. Именно поэтому нами за основу формирования бюджета взят консервативный сценарий развития экономики. И поводов для особого оптимизма пока нет. Возможно, они начнут появляться лишь к концу следующего года.
— Затянуть пояса придется по всем статьям? Или какой-то части это не коснется? — Хочу отметить, что наш бюджет, как и в прошлые годы, получился традиционно социально-направленным. Расходы на социально-культурную сферу занимают около 70% расходной части бюджета. И говорить о том, что она сокращается — неверно. Более того, мы наблюдаем рост социальных расходов: со 113 млрд руб. в текущем году — до 121 млрд руб. в 2014 году.
Назову еще несколько цифр. Расходы регионального бюджета на образование в Свердловской области на 2014 год предусмотрены в объеме 45 284,9 млн руб., что больше первоначальных расходов 2013 года на данную отрасль на 13,6 %.
В проекте областного бюджета на 2014 год расходы на социальную политику предусмотрены в сумме 38,8 млрд руб., (20% от общей суммы расходов). По сравнению с 2013 годом на 2014 год расходы увеличены на 31,7%.
Объем средств, предусмотренных на социальное обеспечение населения, на 2014 год составил 27,1 млрд руб. А на обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения предусмотрено 4,9 млрд руб. с ростом к 2013 году на 12%.
Расходы на здравоохранение в проекте областного бюджета на 2014 год предусмотрены в сумме 39,5 млрд руб., что больше объема, утвержденного на 2013 год, на 2,7 млрд руб. или на 7,4%.
— Руководство Свердловской области заявило, что экономить в первую очередь начнет с себя. Как это отразиться на оказании государственных услуг?— В том числе и для того, чтобы качество государственных услуг повышалось, некоторые регионы уже с 2014 года переходят на программный бюджет. У нас утверждено 28 госпрограмм Свердловской области, которые стали основой для формирования проекта регионального бюджета. Затем формируются комплексные программы, такие как «Столица», программы развития Нижнего Тагила, Верхней Пышмы и другие.
Программный бюджет позволяет определять приоритеты в финансировании и гибко увязывать их с реализацией госзаданий, выполняемых бюджетными и автономными учреждениями. В свою очередь, выполнение госзаданий будет мониториться как учредителями, так и потребителями. В результате итогом обратной связи станет решение об объеме дальнейшего финансирования.
С 2014 года каждое госучреждение мы финансируем на основе первоначального авансирования, затем учреждение отчитывается о выполнении госуслуг, что тщательно проверяется, и только потом эти госуслуги оплачиваются из бюджета. Еще одно новшество — главные распорядители бюджетных средств (областные министерства и ведомства) будут защищать свои программы на предстоящих бюджетных слушаниях. Отчитываться по программам мы будем и в рамках исполнения бюджета. Поэтому можно констатировать, что созданы все предпосылки для повышения качества услуг.
— Дефицит бюджета 2014 года прогнозируется на уровне 30 млрд рублей, а госдолг 19 млрд — это много или мало? — Давайте сначала разберемся, что такое дефицит. Это расчетная величина, показывающая разницу между запланированными доходами и расходами. Прогнозируя бюджет, мы планируем определенный дефицит. Но в процессе исполнения бюджета эта величина, как правило, оказывается ниже запланированной. Основных причин две: работа с налогоплательщиками по мобилизации доходов бюджета, а также оптимизация расходов в ходе исполнения бюджета, что приводит к тому, что расходы на конец года, как правило, оказываются меньше запланированных. Объем дефицита не превышает допустимый уровень, предусмотренный бюджетным Кодексом. Кроме того, нами запланировано его снижение. Так, в 2014 году плановый дефицит составит 25,5 млрд рублей с уменьшением уточненного показателя 2013 года на 5,1 млрд рублей. Отмечу, что в финансовом мире профицит, а вовсе не дефицит считается тревожным показателем: профицитный бюджет может свидетельствовать об отсутствии программ развития.
Что касается госдолга, то здесь, безусловно, многих могут смутить большие цифры. Но хочу уточнить, что сегодня растет долг и Российской Федерации в целом, и всех ее субъектов. Так, по состоянию на 1 октября текущего года долг РФ составил 1 трлн 408 млрд руб. Естественно, долгом необходимо управлять. Мы принимаем различные меры по снижению долговой нагрузки: в частности, при последней корректировке бюджета мы уменьшили верхний предел долга на полмиллиарда руб., а по сравнению с первоначально утвержденным — предельный размер уменьшен более чем на 10,5 млрд руб.
Снижение долговой нагрузки, в том числе, происходит и за счет привлечения кредитных ресурсов на более короткие сроки, что позволяет уменьшить расходы по обслуживанию долга. Сегодня долг нашего региона составляет 13% от суммы налоговых и неналоговых доходов. (Максимальное значение, установленное бюджетным Кодексом — 100%). Свердловская область на 15 месте в рейтинге субъектов РФ по объему долговой нагрузки (чем выше место, тем ниже долг). Причем на начало прошлого года мы занимали 22-е место.
— Власти некоторых муниципалитетов жалуются на то, что их могут посадить на «голодный паек». Насколько верны такие опасения? — Объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета в муниципалитеты предполагается в размере более 67 млрд руб. Сегодня мы увеличиваем финансовую безадресную поддержку муниципалитетов, не имеющую целевого характера по сравнению с 2013 годом в два раза, нецелевые трансферты составят более 14 млрд руб. Оценка расходов бюджетов муниципалитетов на 2014 год определена в размере 60,7 млрд руб. и больше объема 2013 года на 7 млрд руб. При определении оценки учтены расходы на реализацию указов президента, повышение заработной платы, переселение граждан из аварийного жилья. Оценочные расходы на культуру увеличены в 1,5 раза, на переселение — в 1,8 раза. При этом отмечу, что на переданное с местного на региональный уровень в соответствии с федеральным законодательством полномочие по обеспечению госгарантий реализации прав на получение дошкольного образования из областного бюджета местным бюджетам будут плюсом предоставляться субвенции на финансовое обеспечение указанного полномочия в объеме 8,3 млрд руб. Таким образом, выпадающие доходы муниципалитетов от изменения законодательства будут скомпенсированы за счет дополнительных ассигнований из областного бюджета. И все же необходимо понимать, что по закону каждый муниципалитет самостоятельно формирует свой бюджет.
— И тем не менее, власти Екатеринбурга говорят, что муниципалитет из-за областного бюджета потеряет около 7 млрд рублей и это усложнит выполнение майских указов президента РФ.— Екатеринбург — особый, столичный город, которому всегда будут нужны дополнительные средства. К тому же, Екатеринбург и Лесной — единственные муниципалитеты нашего региона, при прогнозировании бюджетов которых планируется превышение доходов над расходами. Рассчитывая межбюджетные трансферты, областной минфин на протяжении ряда лет прогнозирует профицит бюджета города. Екатеринбург утверждает бюджет с дефицитом. И это нормальное явление, так как при оценке мы применяем общие подходы, утвержденные в методиках. Муниципалитет учитывает потребности, которые могут быть больше, чем заложено в методике. Как я уже говорила, каждый муниципалитет самостоятелен в формировании своего бюджета. По факту исполнение бюджета Екатеринбурга, как правило, получается профицитным. Остатки не использованных городом средств переходят на следующий год и являются источником погашения дефицита очередного года.
Кроме того, по предварительным данным, объем межбюджетных трансфертов Екатеринбургу из областного бюджета составляет около 12,3 млрд руб. Причем ряд трансфертов запланирован с увеличением: (субсидии на организацию питания в муниципальных образовательных организациях — 634, 3 млн руб., субсидии на организацию отдыха детей в каникулы — 249,9 млн руб., субвенции на финансовое обеспечение госграрантий в сфере образования — 3,6 млрд руб., субвенции на предоставление отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — 1,6 млрд руб.) и многое другое. Также городу распределены субсидии в рамках восьми госпрограмм. Хочу отметить, что субсидии городу на строительство и реконструкцию детских садов предварительно предусмотрены в сумме 500 млн руб., а на создание дополнительных мест для дошкольников — еще 551 млн руб. Около 1,2 млрд руб. учтены в оценке расходных полномочий на содержание и ремонт городских дорог. Так что говорить о сокращении бюджета Екатеринбурга нет оснований.
Также не стоит забывать, что у города и области общие налогоплательщики. Каждый третий крупнейший налогоплательщик Екатеринбурга находится в мониторинге, организованном минфином области. С налогоплательщиками подписаны соглашения, реализация которых позволила с начала года мобилизовать в бюджет дополнительно около 2,5 млрд руб. Поэтому говорить о том, что Екатеринбург собирает налоги, а область их изымает, некорректно. Мы собираем налоги вместе, и большая их часть остается в городе. Так, например, в текущем году с территории города в консолидированный бюджет Свердловской области прогнозируется поступление порядка 97,5 млрд руб., расходы областного бюджета на содержание областных учреждений социально-культурной сферы, расположенных на территории Екатеринбурга, составят 56,8 млрд руб. В первую очередь жители города пользуются услугами данных учреждений. Всего расходы областного и местного бюджета на территории города прогнозируются в объеме 92,4 млрд руб.
В заключение хочу отметить, что, как известно, формирование бюджета — это искусство распределения разочарований. Поэтому мы надеемся, что конструктивная работа с депутатским корпусом и главами муниципалитетов позволит всем нам сформировать оптимальный вариант проекта закона о бюджете на 2014 год.