В Законодательное собрание Свердловской области поступил проект бюджета региона на 2014-2016 год. Особое значение главный финансовый документ области имеет для Екатеринбурга, так как до сих пор непонятно, будут ли предусмотрены в нем за счет государственных программ выпадающие 7 млрд руб. От этого будет зависеть, как предстоит развиваться городу, администрация которого запланировала рост практически по всем показателям, несмотря на так называемую «вторую волну» экономического кризиса.
Администрация Екатеринбурга запланировала бюджет Екатеринбурга на 2014-2016 год в разрезе умеренного и осторожного прогноза. Если на конец 2013 года индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 104%, то в следующие два года этот показатель финансисты городской администрации планируют на уровне 102-103%, а объемы розничной торговли к 2016 году могут достигнуть 1 трлн руб, что на 340 млрд больше от запланированных в 2013 году.
При этом уровень безработицы в Екатеринбурге на сегодняшний день остается одним из самых низких в России — 0,5%, а количество вакансий в 5-6 раз превышает число людей без работы.
Что касается инвестиций, то их рост также продолжится на уровне 5-6% ежегодно и составит 146 млрд в 2014 году. Строительство жилья спрогнозировано на уровне 1 млн кв. метров год, однако все зависит от бюджетных возможностей, так как основное направление, которое будет развивать администрация Екатеринбурга — комплексное освоение территорий. Это, в свою очередь, подразумевает значительные инвестиции в инфраструктуру всех уровней, в том числе и социальную — больницы, детские сады и школы.
Здесь же есть проблемы, которые напрямую зависят от того, как будет принят бюджет Свердловской области, так как строительство новых объектов соцферы и обеспечение отдельных видов услуг зависят от софинансирования. В частности городу в 2014 году может не хватить 850 млн руб. для возведения новых детских садов и школ. Также может быть оставлено без финансирования в размере 771 млн руб. оказание медицинских услуг, поскольку сейчас доходы муниципалитета от этого вида деятельности по новому законодательству составляют всего лишь 229 млн руб.
Не менее остро обстоят дела с льготами на проезд в общественном транспорте. Администрация Екатеринбурга оплачивает их так называемым «городским льготникам», людям, которые не имеют преимуществ по проезду на федеральном и региональном уровне. Деньги поступают транспортным предприятиям. Компенсацию же за остальные категории должен направлять областной бюджет, однако непонятно до сих пор, заложено ли в нем порядка 800 млн руб. на эти цели.
Если этого не будет сделано, то выхода два — либо муниципальные и транспортные предприятия будут поставлены на грань банкротства, либо будет принято решение об отмене льгот. Во втором случае все, кто раньше платил меньше за проезд, будут вынуждены покупать билет по тарифу, который установлен Региональной энергетической комиссией.
Стоит отметить, что практически во всех крупных городах Уральского федерального округа средства на компенсацию льгот для транспортных компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, предусмотрены.
Отдельной темой идет строительство и ремонт дорог Екатеринбурга, который планировали начать за счет программы «Столица», активно продвигавшейся вице-губернатором Свердловской области Яковом Силиным. Этот документ можно смело назвать виртуальным, так как с одобрения региональных властей администрация Екатеринбурга разработала основные его параметры, а именно сроки, объемы и перечень объектов. При этом сама программа на утверждение в Законодательное собрание Свердловской области не поступала.
Первоначально планировалось, что с 2013 года и в течение последующих пяти лет область перечисляет городу по 4 млрд руб. Однако буквально недавно программа была урезана, и Екатеринбургу на 2014 год будет перечислено порядка 760 млн руб. на завершение строительства объектов, начатого в 2013 году. Остальные средства выделяются на реконструкцию Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги (ЕКАД), которая является областным проектом.
На пресс-конференции глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб отметил, что все неувязки, связанные с проектированием бюджета Свердловской области, безусловно, скажутся на верстке главного финансового документа столицы Среднего Урала. При этом был удивлен тем, что власти региона говорят о каком-то кризисе.
«Бюджет Свердловской области в 2013 году составил 156 млрд руб., а в 2014 году — 166 млрд руб. Это плюс 6,5%, поэтому о каком кризисе можно говорить в данном случае?», — задал он риторический вопрос.
Глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб уверен, что от того, насколько качественно будет принят бюджет Свердловской области, будет зависеть жизнь и развитие столицы Среднего Урала. Ведь львиная часть из тех 7 млрд руб., которые выпадают из бюджета Екатеринбурга в 2014 году по сравнению с 2013 годом, приходится на межбюджетные трансферты по государственным программам.
«Госпрограммы в бюджете Свердловской области не расшифрованы. Мы не знаем их содержания. Если правительство региона раскроет их, и в них действительно окажутся эти 7 млрд, то никаких вопросов не будет», — отметил Александр Якоб.