TI: уровень прозрачности дочерних компаний в России составил 12%
УрБК, Москва, 18.10.2013. Агрегированный уровень прозрачности крупных компаний в РФ, вычисленный TI, оказался умеренным: по десятибалльной шкале TI оценивается в 4,3 балла — ниже Индии (5,4 балла) и ЮАР (5,1%), но выше Бразилии (3,4 балла) и Китая (2,0 балла). Об этом свидетельствуют данные доклада «Прозрачность в корпоративной отчетности: оценка международных компаний, действующих на развивающихся рынках», подготовленного аналитиками Transparency International (TI).
В данном исследовании компании анализируются по ряду показателей публичной отчетности, доступности и открытости информации, выборки из ста крупных наиболее быстрорастущих на 16 развивающихся рынках международных компаний. Данные приведены как в корпоративном, так и частично в страновом разрезе — отдельно для каждой из страны BRICS. В рейтинге оценены данные по шести крупным российским группам, включая «Русал», «Евраз», ЛУКОЙЛ.
Ситуация гораздо более показательна в отдельных составляющих совокупной оценки. Россия с показателем средней прозрачности корпоративных структур на национальном уровне в 64% уступает в этом вопросе Индии и ЮАР, но опережает Бразилию и тем более Китай, данные по которому позволяют сомневаться в том, что правительство КНР в состоянии контролировать налоговые потоки крупных компаний — корпоративная непрозрачность необходима для защиты бизнеса и в случае агрессивной налоговой оптимизации.
Практически к тому же результату TI приводит при оценке полноты прозрачности информации об антикоррупционных мерах, реализуемых компаниями на национальном уровне: в среднем российские компании в этом аспекте прозрачны на 54%, как и бразильские, этот результат незначительно слабее индийского (63%), но значительно уступает южноафриканскому. И тот, и другой результат в основном обеспечен жесткими нормами законодательств ЮАР и Индии в соответствующих сферах.
Но ситуация значительно меняется при рассмотрении прозрачности дочернего бизнеса в других странах: в Индии полную информацию о «дочках» на других рынках TI оценивают в 29%, результат России второй — 12%, данные по ЮАР, Бразилии и Китаю еще хуже (для двух третей китайских компаний прозрачность по этому критерию оценивается как нулевая). TI призывает правительства к расширению практики раскрытия соответствующей информации, предлагая в качестве модели законы США (акт Додда — Франка 2011 года) и ЕС.