С каждым годом количество иностранных туристов, приехавших посмотреть уральскую землю, становится все больше. Сейчас даже областные музеи уже могут похвастаться гостями из Франции, Германии, Англии. Но как отмечают эксперты, посещение Урала иностранцами на поток еще не поставлено: все, кто забрел в наши края, оказались здесь либо по воле рока, либо по приглашению друзей и знакомых. То есть въездной туризм в Свердловской области пока не стал самостоятельной отраслью, но, как отмечают специалисты, все к тому идет. Ведь нам удалось сохранить то, чего в Европе уже нет — дикую природу без признаков цивилизации.
Впрочем, поражает зарубежных гостей не только местная флора и фауна. По ходу путешествия им приходится сталкиваться с особенностями местной инфраструктуры, которая организованным западным туристам кажется весьма необычной.
Так, чуть без средств к существованию на Урале не остались два туриста из США. Придя в «Уральский банк реконструкции и развития» в Нижнем Тагиле, они заявили, что попали на 70 лет назад, что их не столько огорчило, сколько обескуражило.
«По ходу путешествия нам пришлось зайти в банк за деньгами. Так получилось, что деньги потребовались в Нижнем Тагиле, а поблизости оказался только «УБРиР». Тут мне стало стыдно за нашу страну. В банке царил полный хаос: никто не работал, безумные очереди, некомпетентные консультанты», — рассказала переводчик компании «Уральские экспедиции» Наталья Крымова.
Туристами из США, которым посчастливилось побывать в Нижнем Тагиле, оказались 86-летний Чарльз и его сын Рон, которые, к слову сказать, до приезда на Урал и трамваев-то не видели. А вот побывав в «Уральском банке реконструкции и развития», заявили, что такого обслуживания не встречали с 50-х годов прошлого века.
«Когда Чарльз и Рон приехали в Екатеринбург, они были поражены, что увидели троллейбусы, так как не ожидали, что здесь есть такой продвинутый транспорт. А когда мимо них проехал трамвай, они удивились еще больше, назвав его «троллейбусом на железных колесах», — рассказал директор турфирмы «Визит Екатеринбург» Александр Клокунов.
По рассказам участников зарождающегося на Урале рынка въездного туризма, иностранцев здесь привлекает в большей степени природа. Они направляются сюда смотреть не большие города, которых им хватает и на родине, а дикую природу, которой в Европе, например, уже нет.
Бесспорным лидером по притяжению иностранцев на Урал является природный парк «Оленьи ручьи», по крайней мере, его сотрудники заявляют не о единицах иностранных туристов, а о двух тысячах в год. При этом, по словам специалистов, зарубежных гостей очень радует дикая уральская природа и огорчает варварство русских туристов по отношению к ней.
«Мы привыкли видеть у себя иностранных туристов. Мы всегда им рады, так как они относятся к нашей природе намного бережнее, чем местные жители. Например, они не бросают окурки на землю, а несут их с собой до ближайшей урны. Конечно, их очень огорчает, когда они натыкаются на свидетельства пребывания в парке местных жителей — бутылки, пластиковые пакеты и так далее», — рассказала заместитель директора природного парка «Оленьи ручьи» Елена Сорокина.
Она отметила, что иностранцам нравится то, что здесь нескучный маршрут: и скалы, и гроты, и пещеры, и заливные луга, и непроходимые чащи. По ее словам, в Европе леса похожи на парковые зоны, там нет повалившихся неубранных деревьев и буреломов, поэтому наша природа кажется им более естественной.
«Европейцы приходят в восторг, видя наши леса после своих ухоженных и окультуренных, им нравится дикость наших чащоб, даже то, что мы привыкли не замечать их восторгает, например, вид красных пятнистых поганок у многих вызывает неописуемое счастье», — рассказала Елена Сорокина.
С тем, что природа Урала является основной точкой притяжения туристов согласен руководитель ООО «Клуб искателей приключений» Константин Кузнецов. Он отметил, что Урал привлекает рискованных, склонных к экстриму людей, которые стремятся проверить себя на прочность. По его словам, здесь есть все условия для того, чтобы помериться силой с необузданной природой.
Восхождение на Конжаковский камень«К нам иностранцы обращаются не в большом количестве и не очень часто, но тем не менее в этом и в прошлом году мы показывали Северный Урал англичанам, литовцам, немцам, французам, голландцам. Специфика нашей компании — активный отдых и приключенческий туризм. И европейцы сюда приезжают именно для того, чтобы посмотреть дикую природу. Им нравится сплавляться по нашим рекам, потому что мест, нетронутых цивилизацией, в Европе уже не сохранилось», — рассказал Константин Кузнецов.
Наблюдая за тем, как привыкли отдыхать иностранцы, Константин Кузнецов сделал интересные выводы.
«Я понял почему русские выиграли Вторую мировую войну. Они умеют пренебрегать распорядком дня для достижения поставленной цели. Так, например, для иностранцев приоритетом в походе являются привалы и отдых, а для русских — достижение горных вершин или преодоление максимального расстояния, при этом завтраки, обеды, ужины и полдники отодвигаются на второй план», — отметил он.
Сплав по реке ЧусовойНе оставляют равнодушными иностранцев и наши деревни. Причем, чем глуше и дальше от шумного города, тем лучше. Например, Чарльзу и Рону больше всего понравилось в деревне Быньги. Хотя они люди и неверующие, но задержались в местной церкви на целый час, отмечает их переводчик.
На прошлой неделе деревня Арамашево принимала гостей из Франции. Это были врачи, которые устроили там небольшой конгресс. Екатеринбург старается заманивать к себе иностранные делегации, а тут — международный съезд врачей в деревне Арамашево.
«Целых 5 дней на прошлой неделе в деревне Арамашево жили врачи из Франции. Они приехали сюда уже во второй раз. Говорят, что им нравятся местные пейзажи и расписные избы. Днем они проводили семинары, а вечером отдыхали. Уезжали они от нас со слезами, обещали вернуться», — рассказала директор МБУК «Верхнесинячихинское музейное объединение» Алла Окулова.
Практически все эксперты отмечают, что рынок въездного иностранного туризма нуждается в рекламе и продвижении на международных выставках. По их мнению, «Центр развития туризма Свердловской области» немало этому способствует. Участники рынка уверены, что со временем при успешной работе по продвижению бренда «Большой Урал» сюда хлынет поток иностранцев, потому что здесь все еще есть то, что европейцы уже окультурили — непроходимые леса, горные реки и маленькие тихие деревни, где время будто остановилось.
Татьяна Юстус