На вопросы ИАА «Урал Бизнес Консалтинг» ответил директор туристической фирмы «Визит Екатеринбург» Александр Клокунов. — Александр, как вы оцениваете рынок въездного туризма на Урале?— На самом деле туристических компаний, работающих на внутреннем рынке по въездному туризму можно пересчитать по пальцам двух рук. Я имею ввиду стабильные компании. Новые компании появляются и исчезают, не успевая закрепиться на рынке. Как правило, молодые предприниматели думают, что в этом бизнесе никаких вложений не требуется и все кажется легко и просто, если ты знаешь иностранные языки и достопримечательности Урала. Когда начинал, я думал точно так же. Сначала я в «Центре Гидов» студентом подрабатывал с 1 го курса. Потом открыл свое дело. Что касается уникальности, наша компания единственная на Урале, которая предлагает туры по местным достопримечательностям на мотоциклах. Правда в этом году у нас появился первый, и пока единственный, конкурент в Санкт-Петербурге.
— Много ли желающих прокатиться по Уралу на одноименных мотоциклах? Вы работаете с русскими туристами или иностранными?— Чаще я и наша компания сотрудничаем с зарубежными агентами, в Европе, в США. Среди этих агентств у меня есть постоянные партнеры, от которых заявки на мотоциклы поступают каждый год. С мая по сентябрь у нас горячий сезон. В другие месяцы заявок очень мало: 1 — 2 туриста приезжают, это что касается иностранцев. Русские люди тоже часто заказывают у нас экскурсии, но не мототуры, а чаще всего автобусные поездки по городу. В большей степени мы работаем с иностранцами, потому что мы возим туристов в бесплатные общедоступные места, парки, заповедники и так далее. Русские люди за это предпочитают не платить туристическим компаниям, а ездить самостоятельно.
— Сколько времени вам потребовалось, чтобы уверенно встать на ноги? Вы вообще чувствуете себя самодостаточным бизнесменом?— В первый год работы у меня было очень мало контактов с зарубежными туристами, 99 % моих клиентов были русские. А сайт я делал изначально на английском языке, потом его пришлось переводить с английского на русский и вставлять английский как вторую не основную версию. Дело в том, что туристы, которые сюда приезжают, заказывают весь тур в своей стране: в США или Голландии через местных агентов, а они, в свою очередь, сотрудничают с нашими старыми операторами, например — «Визит-Урал». Очень мало шансов на то, что европейские агенты будут к тебе переходить, если ты только что открылся. Поэтому первоначально я работал только с русскими туристами.
— Что вам помогло найти контакт с иностранцами и сделать бизнес более доходным?— Первые заказы от иностранцев были редкими и, как правило, это были приехавшие в Екатеринбург делегации, которым нужны были не только экскурсии, но и транспорт и гостиницы и питание. В этом отношении мне хорошо помог ШОС. Прошлой зимой мы объединились с компанией «Уральские экспедиции». Мы давно помогали друг другу распределять туристов, если не успевали справиться самостоятельно. Теперь работаем вместе. Можно сказать, что после этого я стал чувствовать себя уже намного увереннее, потому что у «Экспедиций» уже были наработанные клиенты и направления, которые мы сейчас развиваем.
— Помогали ли вам встать на ноги государственные организации, например, «Центр развития туризма Свердловской области», который сейчас продвигает на въездном туристическом рынке бренд «Большой Урал»?— Мне никто не помогал никогда. Хотя я даже и не обращался за помощью. Я не знаю как с такими организациями сотрудничать: кто-кого должен искать — я их, или они меня. По крайней мере меня никто никуда не приглашал. Я не слышал ни о Центре развития туризма Свердловской области, ни о проекте «Большой Урал». Может это связано с тем, что мы не участвуем в различных мероприятиях, где мы могли бы про это узнать. Я, например, не участвовал в международных выставках, потому что там большой вступительный взнос.
— Как вы справляетесь с налогами? Вам не тяжело как молодому предпринимателю нести их бремя? Может на деятельность вашей компании распространяются некоторые льготы?— Про налоговые льготы для турфирм я не слышал. Единственное, что мне приходит в голову — система патентов, но к туризму это не применяется, только если к переводчикам и к транспортным услугам. Недавно подняли пенсионный взнос — это единственная «помощь». Но налоги не так сильно нас обременяют, они не могут быть помехой для бизнеса, так как мы работаем по упрощенной системе.
— Сколько примерно стоит турне по Уралу на мотоциклах?— Что касается стоимости туров по Уралу на мотоциклах, то тут мы придерживаемся европейских цен, когда работаем с въездными туристами. Европейская стоимость аренды мотоцикла в среднем равняется 80 — 90 евро в сутки. В общем семидневный тур на одного человека обходится примерно в 1600 евро.
— Какие у вашей компании планы на это лето? Кроме въездного туризма вы занимаетесь еще и внутренним. Много желающих соотечественников поехать на Урал?— Этим летом мы, как обычно, планируем мототуры. Заявок очень много, они поступают каждый день. Я сейчас говорю про иностранцев, потому что летом их больше. Русские туристы у нас появляются с сентября, когда начинаются командировки. То есть наш основной турист — это командировочные. Нам помогают мероприятия, которые организовываются Правительством области и Администрацией города или различными общественными и коммерческими организациями — форумы, съезды, конференции, выставки. На них часто приезжают иногородние туристы, которые заказывают экскурсии большими автобусами.
— Каким образом вы рекламируете свою компанию? Как привлекаете туристов?— Очень сильно в этом нам помогают хостелы. Мы оставляем у них информацию о себе и они приводят к нам одиночных туристов, которые не купили путевку у себя на родине. Но с хостелами есть проблема — они у нас больше года не работают. С гостиницами в этом отношении сложнее, хотя почти все туроператоры оставляют информацию о себе в гостиницах.
— При таком сотрудничестве проблем не возникает? Наверное, много агентств оставляет о себе информацию в больших отелях?— У меня был неприятный случай, связанный с гостиницей «Исеть», которая сейчас закрылась на ремонт. Я попросил девушку на ресепшене этого отеля, что бы она отправляла туристов ко мне за 10 % от тура, за который заплатили туристы. Она хорошо справлялась, но через 2 недели ее за это уволили, а может и не за это. В общем, я пошел в отдел, который занимается в «Исети» этими вопросами. И заключил с ними договор о сотрудничестве, в результате которого компания не получила ни одного туриста.
— Как вы думаете, чего не хватает нашей индустрии гостеприимства, или «мы хороши такие какие есть»?— На самом деле в любой стране мира, если ты знаешь английский язык, ты сможешь разобраться куда тебе идти. У нас же, например, нереально уехать из аэропорта на поезде. Я лично никогда этот поезд не видел, хотя в аэропорту бываю часто. Рассмотрим, к примеру, вариант такси для иностранца, то, что таксист говорит по-английски — совсем не факт. Туристов приходится встречать. На железнодорожном вокзале путаница еще больше, чем в аэропорту: никто не может понять, в чем разница между понятиями «путь» и «перрон» и почему нельзя было выходы обозначить просто цифрами от 1 до 26. Так же возникают трудности с тем, что время на табло железнодорожного вокзала московское, а в аэропорту — местное. И станция называется Свердловская, а город Екатеринбург — иностранцы этого не понимают.
— Многие люди, работающие в сфере въездного и внутреннего туризма, жалуются на местную инфраструктуру, вы разделяете их взгляды?— Если говорить о крупных городах, областных центрах, то тут с инфраструктурой нет проблем. А если мы говорим об уральской глубинке, то тут потребуется вездеход, но ведь это уже другой маршрут, другие впечатления. Если турист едет в пиджаке посмотреть на местные достопримечательности, то выбираться из административных центров я бы ему не посоветовал. Но если у него есть рюкзак и палатка, то это совсем другое дело. К тому же стоит отметить, что многие даже маленькие городки области сейчас уже обзавелись не плохими гостиницами, и я бы добавил — не дешевыми. Например, мы сейчас формируем тур в Башкирию, там в маленьком городке Аша, где 20 тысяч населения, есть гостиницы в 4 — 5 звезд. Лично я не испытываю затруднений связанных с несовершенством нашей инфраструктуры, мы учитываем эти нюансы при составлении предложений и туристических маршрутов.
— Вам часто приходится общаться с иностранцами в России. Что они говорят о нас, о русских, об Урале, о Екатеринбурге? Всегда интересен взгляд со стороны.— Если туристы едут по России с Востока на Запад, из Владивостока, Иркутска, Новосибирска, то о Екатеринбурге они отзываются очень хорошо: «классно...цивилизация...замечательный город...нам все нравится». Эти туристы, приехав к нам, выглядят очень довольными и счастливыми. Если же люди едут с Питера, Москвы или Казани, то они более сдержанны в эмоциях, говорят: «как-то у вас не очень». Я им поясняю: «Вы еще Иркутск не видели». А если конкретизировать, то все отмечают, что люди у нас не улыбаются совершенно, по-английски никто не говорит. Табличек на английском языке нет. Когда у местных людей что-то спрашивают, они, по словам иностранцев, делают испуганные глаза и уходят, не отвечая.
— А что же иностранцам у нас нравится?— Всем нравятся наши девушки, даже девушкам туристкам. Они говорят, что так как русские женщины одеваются для повседневности, в Европе одеваются только по каким-нибудь значимым событиям. Макияж, каблуки, короткие юбки — это не столько нравится, сколько удивляет.
— Каким было ваше последнее путешествие?— Весной я возил к хантам испанское телевидение, то есть группу людей, которые снимают шоу про путешественников. Передвигались мы как раз на мотоциклах «Урал» до самого Салехарда. С нами ездили 2 человека, которые были героями телевизионного проекта, 2 оператора и режиссер. Мы разместились прямо в чуме на 5 дней с семьей хантов: всего 12 человек примерно в 13 квадратных метрах. Надо сказать, что жили мы весело. Испанцы каждый день пили водку, заявив, что по-другому здесь они не выживут, иначе у них начнется депрессия. Умывались снегом. Кушали мы замороженную рыбу и мясо оленя. Сначала это казалось вкусным...
— Это должно быть интересно. Сколько стоит такой тур?— Местные туристические службы, которые, кстати, в ХМАО сплошь государственные, заявляют, что заявок на такой этнотуризм у них очень много, хотя это очень дорогой вид путешествия. Например, аренда одного вездехода стоит 30 тысяч в день. Этот тур (5 дней в чуме без питания и переводчика) нам продали в Салехарде за 260 тысяч рублей.