Статьи
19.07.2013

Отменить нельзя исправить

Отменить нельзя исправить Минфин РФ предложил отменить обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Свои предложения ведомство внесло на рассмотрение в правительство РФ, сформулировав в «дорожной карте» стратегии развития страхового рынка. Страховщики ситуацию не комментируют, считая, что участники процесса «путаются в показаниях». Автомобилисты же восприняли инициативу Минфина позитивно, а вот юристы считают, что «не нужно выплескивать из ванны ребенка вместе с водой».

Министерство финансов считает, что к 2020 году необходимо поэтапно трансформировать все обязательные виды страхования во вмененное: не только ОСАГО, но и такую недавнюю новацию как страхование ответственности перевозчиков пассажиров (ОСГОП) и опасных производственных объектов (ОПО). Речь не идет только об обязательной медицинской страховке.

Вместо обязательного страхования с единым тарифом Минфин предлагает принять закон, который установит, что такой-то риск должен быть застрахован. При этом первым шагом отказа от обязательного страхования станет либерализация тарифов по ОСАГО. При этом стоит отметить, что поправки, дающие страховщикам право менять тарифы ОСАГО в установленном правительством коридоре, уже прошли первое чтение. Второе, рассчитывает Минфин, будет осенью.

Страховые компании в Екатеринбурге ситуацию пока никак не комментируют. Как сообщил один из представителей страховщиков на правах анонимности, паузу взяли в связи с тем, что участники процесса «путаются в показаниях». «Четкого понимания пока нет, тем более, что это противоречит европейским нормам. Непонятно как будет оцениваться эта ответственность, ведь проект документа, который разработал Минфин, еще никто из страховщиков не видел», — отметил собеседник агентства.

Стоит отметить, что в последнее время количество жалоб жителей Уральского региона на страховые компании значительно возросло. Об этом УрБК сообщили в региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе. ФСФР отмечает, что если страховая компания отказывает заключать договор ОСАГО, то автомобилистам нужно требовать письменное подтверждение этого и прикладывать доказательства отказа к жалобе.

Автомобилисты согласны с Минфином в части неэффективности ОСАГО в нынешнем виде. Как пояснил УрБК представитель Свердловской региональной общественной организации «Комитет по защите прав автомобилистов» Анатолий Горлов, намерение ведомства об отмене страховки абсолютно логично.

«В 2003 году, когда принимали закон об ОСАГО, страховое лоббии запудрило мозги всем, хотя предложения по исправлению законопроекта были правильные. Сейчас же сам процесс является сложным и драматичным. Пострадавшему нужно собрать кучу бумаг, идти в страховую компанию и через суды выбивать возмещение ущерба. Извращена сама логика процесса: гражданин выполнил условие государства и заплатил за страховку, но не чувствует себя защищенным», — уверен Анатолий Горлов.

С ним не согласен старший партнер агентства юридической безопасности компании «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Роман Речкин, так как считает, что «не нужно выплескивать из ванны ребенка вместе с водой».

По его словам, занимаясь деталями, нельзя забывать о главном.

«Понятно, что система ОСАГО — не идеальна, при ее реализации у автовладельцев возникают споры со страховыми компаниями. Однако проблема, на мой взгляд, не в самой системе. В целом ОСАГО работает. Договоры страхования заключаются, при наступлении страховых случаев выплаты, так или иначе, производятся. Проблема в значительной степени в страховых компаниях, вернее, в их системном нежелании производить выплаты даже в случае, когда страховой случай наступил, и выплата по закону должна быть произведена», — отметил Роман Речкин.

Эксперты считают, что для пресечения недобросовестных отказов в выплатах абсолютно не нужно отменять всю систему ОСАГО. Для этого достаточно более четко и жестко прописать в законе условия и срок выплаты страховой суммы, закрытый перечень оснований для отказа в выплате, а также ответственность за незаконный отказ в выплате. Это может быть значительная неустойка, к примеру, 1% в день, а при систематических необоснованных отказах в выплатах — вплоть до отзыва лицензии у страховой компании. Сейчас порядок и условия страхования регулируются договором и правилами страхования, то есть документами, разработанными страховыми компаниями для себя и в своих интересах.

В любом случае наличие отдельных проблем в работе системы — не основание отменять систему в принципе.

Дмитрий Васильев
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
23.07.2014 ЦБ: у страховых компаний нет проблем с наличием полисов ОСАГО

УрБК, Москва, 23.07.2014. По результатам проверки ЦБ пришел к выводу, что у страховых компаний нет проблем с полисами ...

13.12.2013 «Эксперт РА»: комбинированная убыточность ОСАГО уже в 2014 году может приблизиться к 120%

УрБК, Москва, 13.12.2013. Согласно прогнозам агентства «Эксперт РА», сделанным на основе экономического исследования ...

22.07.2013 Неэффективное ОСАГО: отменить или исправить?

Минфин РФ предложил отменить обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Свои предложения ...

15.07.2013 Минфин предлагает поэтапно отказаться от всех видов обязательного страхования

УрБК, Москва, 15.07.2013.Министерство финансов РФ внес в правительство предложение о поэтапном отказе от всех видов ...

14.06.2013 В Уральском регионе стали чаще жаловаться на страховые компании

УрБК, Екатеринбург, 14.06.2013. Количество жалоб жителей Уральского региона на страховые компании значительно возросло. ...