Количество микрофинансовых организаций продолжает стремительно расти. По данным Федеральной службы по финансовым рискам, на сегодняшний день в России зарегистрировано около 3 тыс. МФО. Однако вместе с их ростом увеличивается и количество жалоб клиентов на действия своих кредиторов. Вызывают недовольство у граждан не только безумные проценты, которые порой доходят до двух тысяч годовых, но и действия коллекторских агентств.
Отметим, что МФО могут предоставлять заемщикам займы на сумму, не превышающую 1 млн руб. Также могут выдавать такие микрозаймы субъектам малого бизнеса, индивидуальным предпринимателям и гражданам. МФО вправе привлекать денежные средства физлиц.
В первом квартале этого года ФСФР (в чьи обязанности входит надзор за МФО) получила уже 107 жалоб от граждан в отношении МФО и кредитных потребительских кооперативов. Около 70% жалоб, поступивших на МФО, касаются механизма урегулирования споров между клиентами и организациями. В 2012 году ФСФР приняла 362 жалобы.
«Большая часть жалоб приходится на неправомерные действия со стороны третьих лиц (коллекторских агентств) по взысканию задолженности с клиентов микрофинансовых организаций», — пояснила агентству «Прайм» замначальника управления страхового надзора и контроля процедур восстановления платежеспособности ФСФР Анна Маткова.
Остальные жалобы касаются несоразмерности сумм основного долга и сумм начисленных процентов и штрафов, добавила представитель ФСФР.
Как рассказал председатель Комитета по защите прав потребителей Андрей Артемьев, в комитет редко обращаются с жалобами на МФО и то потому, что не знают, что это можно сделать.
«В комитете мы занимаемся разъяснением прав граждан. Чаще всего МФО нарушают потребительские права: условия договора или правила донесения информации. В основном, конечно, граждане жалуются на огромные проценты, которые им потом приходится выплачивать. Люди плохо понимают, что такое 10% ежедневно, а ведь это превращается в тысячи процентов», — отметил Андрей Артемьев.
Впрочем, в межрегиональную общественную организацию по защите прав потребителей «Блок-пост» жители Свердловской области тоже обращаются не слишком часто. Основной поток жалоб поступает на банки, а не на МФО.
«Сегодня в банках очень лояльно относятся к выдаче кредитов. Я не знаю зачем люди обращаются в МФО, где кредитуются под безумные проценты. Сейчас МФО привлекают клиентов только простотой получения кредитов. Кроме того, готовится законопроект, который узаконит максимальные процентные ставки по потребительским кредитам. И тогда у МФО не будет никаких преимуществ перед банками», — отметил руководитель отделения организации в Екатеринбурге Дамир Садритдинов.
По его словам, от неправомерных действий коллекторов граждан в организации не защищают, это ложится на плечи полиции. В общественной организации разъясняют их права, подсказывают как себя вести с коллекторами. Если какая то сумма взимается незаконно (пении, штрафы, комиссия), то гражданам помогают отстоять свою позицию в суде.
Что касается самих коллекторских агентств, то не все из них готовы браться за проблемные портфели микрофинансовых организаций.
«МФО — рискованная деятельность, где не происходит никакой оценки заемщика, не берутся залоги и поручительства. Все эти риски — заложены в проценты. Поэтому не все коллекторские агентства готовы работать с необеспеченными кредитами, когда с заемщика нечего взять», — отметил Роман Речкин.
По данным Национального бюро кредитных историй, на 1 апреля 2013 года доля кредитов, просроченных более чем на 30 дней, в портфеле микрофинансовых организаций выросла до 17,48%, с 10,61% и по состоянию на 1 апреля 2012 рост составила 65%.
Кроме того, обеспокоены сложившейся ситуацией на рынке микрозаймов и судебные приставы. За прошлый год в Свердловской области приставам поступило более 1 тыс. исполнительных листов по задолженности граждан перед микрофинансовыми организациями на общую сумму 9 млн руб.
Как рассказывал ранее руководитель областного Управления Федеральной службы судебных приставов Сергей Щебекин, в последнее время нередки случаи, когда взыскать средства с должника становится очень сложно. Проблемными заемщиками обычно являются люди невысокого социального статуса и с низким уровнем зарплаты или вообще безработные.
Впрочем, проблему регулирования МФО пытаются решить на государственном уровне и сделать этот рынок более цивилизованным.
Уже этой осенью могут быть приняты поправки в закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Благодаря ним МФО и КПК будут обязаны раскрывать процентную ставку и скрытые комиссии по займам в договоре с клиентом.
Также свою лепту пытаются ввести и саморегулируемые организации, которые разработали и приняли документы, касающиеся этики и стандартов работы с просроченной задолженностью МФО.
Анастасия Куликова