Исполнительный директор ОАО «Аэропорт Кольцово» Алексей Пискунов рассказал ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о новых возможностях, которые вскоре появятся у аэропорта, а также об улучшении качества обслуживания пассажиров. — Алексей Борисович, в этом году Кольцово признан лучшим международным аэропортом России. Как удалось достичь столь высоких показателей и какие направления вы планируете развивать и улучшать в дальнейшем?— Да, в этом году во время международного форума Института Адама Смита «Развитие аэропортов в России и СНГ» авторитетное профессиональное сообщество назвало Кольцово лучшим международным аэропортом России. По словам организаторов, основными критериями для получения этого почетного звания были вклад в развитие международного авиасообщения, качество обслуживания авиакомпаний и пассажиров, а также динамика роста пассажиропотока. Я думаю, что награда стала признанием высокого темпа развития аэропорта, привлекательности для наших партнеров-авиакомпаний и, конечно, для пассажиров.
Но почивать на лаврах мы не собираемся. Создание современной инфраструктуры, реконструкции и улучшения — это только начало наших масштабных проектов по созданию комфортного функционального аэропорта, который был бы интересен не только пассажирам, но и авиакомпаниям. Они должны видеть, что Кольцово — серьезный отраслевой игрок на рынке авиаперевозок. Тогда к нам придут новые перевозчики, будут открываться новые направления. Нам есть куда расти. В первую очередь, это создание более комфортных условий для пассажиров. Комфортные условия — это не только новая архитектура. Мы придаем большое значение улучшению технологии работы с пассажирами, увеличению скорости их обслуживания на всех этапах: регистрация, предполетный досмотр, выдача багажа. Это наши ближайшие задачи.
Что касается авиакомпаний, то самый интересный проект ближайшего времени — это развитие ангарного комплекса, создание возможности проведения в нем ремонтно-восстановительных работ авиационной техники, ее хранения в зимних условиях. Вся эта работа направлена на перспективу, и мы не ожидаем моментального увеличения грузопотока, пассажирооборота и количества работающих с нами компаний. В настоящее время многие авиакомпании заинтересованы в перспективном сотрудничестве, наблюдают за нашей работой и видят, что в Кольцово формируется все необходимое для создания полноценного авиационного узла. Мы уверены, что в ближайшее время аэропорт станет альтернативой московскому авиаузлу, через который в год проходит порядка 15 млн трансферных пассажиров.
— Сколько в настоящее время авиакомпаний совершают рейсы из Кольцово?— У нас есть постоянные партнеры, которые выполняют регулярные полеты, таких авиакомпаний около 40. Другие выполняют сезонные чартерные и заказные рейсы. Даже для совершения технической посадки авиакомпании выбирают тот аэропорт, в котором есть необходимая техника, квалифицированный персонал, комфортные условия для пребывания пассажиров, наличие отелей в случае задержек и непредвиденных ситуаций.
— В 2012 и 2013 году основной рост по количеству перевозок наблюдается в направлении зарубежных полетов. Это связано с тем, что Кольцово удалось стать хабом, центром притяжения всех местных регионов, жители которых летят за границу из Екатеринбурга?— Конечно, мы стараемся привлекать не только жителей Екатеринбурга, но и области и соседних регионов. Региональная программа ориентирована в том числе на подвоз пассажиров из соседних регионов к магистральным рейсам. Кроме того, отдых за рубежом сегодня очень популярен среди наших соотечественников. Пассажиропоток за рубеж из Кольцово сегодня показывает самый динамичный рост — более 22% по итогам 2012 года, ежегодно в Екатеринбург приходят новые иностранные перевозчики, открываются новые международные направления. В 2013 году регулярные рейсы из Екатеринбурга с хорошей частотой открыли два иностранных перевозчика: Alitalia — в Рим (4 раза в неделю) и Международные Авиалинии Украины — в Киев (ежедневный).
— А как складываются внутренние перевозки по программе развития авиасообщения с ближайшими городами?— Программа, которая была начата в 2011 году, беспрецедентна для России, да и в мировой практике такого не было. Тогда аэропорт Кольцово приобрел четыре турбовинтовых самолета Embraer 120 и передал их в долгосрочный лизинг авиакомпании «РусЛайн». Проект получил достаточно серьезный резонанс в плане оценки нашей деятельности, со стороны Министерства транспорта РФ в первую очередь. Это послужило поводом для выхода постановления правительства о федеральном субсидировании региональных перевозок.
Сложность «подъема» программы состоит в том, что за 20 лет, с тех пор как система региональных авиаперевозок пришла в упадок, наши граждане отвыкли летать на небольшие расстояния. Еще недавно авиаперелет на небольших самолетах в Тюмень, Магнитогорск, Пермь и другие города Уральского и соседних регионов считался экзотикой. В настоящее время происходит реанимация региональных перевозок, она уже дает свои первые результаты. По загрузке кресел показатели по сравнению с прошлым годом подросли с 52 — 53% до 72 — 85%. Сейчас проблема заключается в том, что компаний, обладающих парком воздушных судов для региональных перевозок, не так много. Они несут на себе достаточно большие риски по средней загрузке, обеспечению частотности, а количество рейсов в неделю — главный фактор, обеспечивающий интерес клиентов к данным перевозкам. При этом тарифы должны оставаться конкурентоспособными с наземным транспортом.
— Насколько я знаю, в Пермь уехать поездом в вагоне купе стоит так же, как и улететь самолетом?— Да. Кроме того, авиакомпании и аэропорт периодически устраивают промо-акции. Так, например, в первые месяцы реализации региональной программы действовала акция «1 километр = 1 рубль», предлагавшая пассажирам тарифы от 300 рублей в одну сторону.
— А насколько эти перевозки окупаются или же в настоящее время они остаются дотационными?— Пока мы несем основную финансовую нагрузку и компенсируем затраты перевозчика. На сегодняшний день региональные перевозки являются убыточными. Но с 1 июля 2013 года должны вступить в силу нормативно-правовые акты по федеральным субсидиям региональных рейсов. 28 наших направлений в этом году попадают под программу субсидирования. Поэтому мы надеемся, что данный проект в скором времени выйдет на уровень рентабельности.
Кстати, рост количества стыковок на международных направлениях также происходит за счет развития программы региональных перевозок. На сегодня примерно 25% потока — это трансферный пассажир, который приобретает билеты по сквозному тарифу и выполняет дальнейший полет за границу регулярными рейсами в Европу и Азию либо чартерными рейсами на отдых. Поэтому многие улучшения работы аэропорта направлены на повышение качества трансферных технологий.
— Насколько Екатеринбург по своему расположению удобен как трансферный узел для международных авиалиний?— Свердловская область — центр России на границе Европы и Азии. Уникальное положение региона делает его стратегическим мостом между Севером и Югом, Западом и Востоком. Видимо, неслучайно аэропорт Кольцово стал сегодня не только пятым аэропортом в России, но третьим по значению транспортным узлом после двух столиц. Единственное, в чем мы пока проигрываем столичным портам, это частота рейсов. Но мы над этим работаем.
— Аэропорт Кольцово часто приводят в пример удачно реализованного проекта частно-государственного партнерства, а какой вклад государства в развитие аэропорта?— Помимо наших собственных инвестиций как акционерного общества, в рамках частно-государственного партнерства Минтранс и Росавиация оказывают нам поддержку в реконструкции аэродромных покрытий, увеличении мест для стоянок, инженерных сетей — словом, инфраструктуры аэродрома. В ближайшем будущем планируются работы по реконструкции покрытий взлетно-посадочных полос, что позволит получить вторую категорию ИКАО, а значит, в дальнейшем привлечь больше авиакомпаний.
— В прошлом году завершился 1 этап реконструкции пассажирского терминала аэропорта Кольцово. Как вы оцениваете прошедшие изменения? Начали ли окупаться вложенные в реконструкцию средства? Каковы горизонты окупаемости?— Сроки окупаемости в настоящее время трудно просчитать, но положительный эффект и частично возврат вложенных в реконструкцию средств мы рассчитываем получить, в том числе и за счет неавиационной деятельности и доходов от нее. В реконструированном терминале внутренних авиалиний будет существенно увеличен объем коммерческих площадей, вырастет число точек общественного питания, появятся возможности для проведения различных промо-акций. В любом случае расширение площадей и изменение всей технологии терминала внутренних авиалиний как конечная цель — это увеличение различных форм дополнительного сервиса для пассажиров. В настоящее время мы ввели страховку багажа, в ближайшем будущем предложим пассажирам услугу проката планшетных компьютеров.
Реконструкция также связана с необходимостью оптимизации процессов обслуживания пассажиров. Так, будет значительно увеличено количество стоек регистрации, будет расширена зона предполетного досмотра и багажного отделения. По нашим расчетам, произведенные улучшения позволят увеличить пропускную способность до 8 миллионов пассажиров в год.
— А сейчас какое число пассажиров вы обслуживаете?— По итогам 2012 года, мы обслужили 3,8 млн человек, в этом году мы надеемся достичь 4 млн и даже превысить этот показатель.
— Насколько я понимаю, аэропорт Кольцово полностью готов к существенному увеличению пассажиропотока в период ЧМ-2018 по футболу, а также в случае проведения в Екатеринбурге ЭКСПО-2020. Идет ли в настоящее время подготовка аэропорта к мероприятиям или же вы ждете окончательного решения комиссии по ЭКСПО?— Мы не ждем окончательного решения. У аэропорта есть два плана развития. Первый — это путь, который мы наметили еще 4 года назад. Тогда была определена концепция развития за счет предполагаемого увеличения пассажиропотока. Этот план был разработан до 2030 года. Но в связи с тем, что Екатеринбург попал в список кандидатов на проведение выставки ЭКСПО-2020, мы с помощью института Аэропроект сделали заявку на корректировку этого плана с учетом проведения выставки, которая предполагает огромное количество гостей и потребует увеличения мощностей аэропорта. Мы изучаем опыт других стран по проведению прошлых мероприятий подобного рода. Собираем информацию о пиковых нагрузках, о том, как проистекает полугодовое движение гостей на выставку. Институт в настоящее время обрабатывает все эти данные для расчета необходимых площадей.
Сейчас говорить о том, насколько изменятся наши планы, наверное, преждевременно. Презентацию готовой корректировки генплана реконструкции мы проведем в октябре — ноябре 2013 года.
— Давайте подведем краткий итог того, какие изменения ждут пассажиров в ближайшие год — два?— Прежде всего, это полное изменение технологической и архитектурной концепции терминалов как внутренних, так и международных авиалиний. Изменение зала повышенной комфортности для пассажиров, прилетающих бизнес-классом, технологий прилета-вылета в аспекте движения пассажиропотока для увеличения пропускной способности. Мы планируем развести потоки для большего комфорта пассажиров. В планах также увеличение мест стоянок на перроне и числа телескопических трапов, и, как следствие, увеличение количества самолетов, которые могут обслуживаться в непосредственной близости от аэровокзала.
Что касается развития инфраструктуры, стоит отметить строительство многоуровневой парковки, которое намечено на следующий год. В настоящее время мы исчерпали возможность расширения наших длительных парковок. Вся инфраструктура заполнена, теперь нам необходимо расти вверх. Сейчас ведутся предпроектные работы и подготовка технического задания для организации парковки за гостиницей «Анжело». Во-первых, это близость к терминалу, во-вторых, это возможность организации крытого перехода в гостиницу, которая, в свою очередь, соединена с аэропортом крытой галереей. В России еще нет аналогичных комплексов.
— Ведутся ли работы по увеличению частоты движения Аэроэкспресса?— Аэроэкспресс — это проект, который был нами реализован к Саммиту ШОС в 2009. На наш взгляд, этот проект немного обогнал свое время. Но его час еще придет. Рост автомобильных перевозок и проблемы, связанные с пробками, в ближайшее время будут все ощутимее, железная дорога станет реальным конкурентом и выйдет на свои проектные мощности для обеспечения 30-минутной доставки до центра города. В настоящее время при отсутствии пробок и на машине до города можно доехать за 15 минут.
— То есть он пока остается невостребованным?— Аэроэкспресс не сильно востребован, но в утренние и вечерние часы, когда наши сотрудники и сотрудники других предприятий приезжают и уезжают с работы, поток увеличивается. По согласованию с РЖД, по ходу следования электричка делает несколько остановок, где проживает большое количество наших сотрудников.
— Какие еще преимущества у Кольцово по сравнению с соседними аэропортами?— У нас есть техника для обслуживания самолетов, которой нет больше ни в одном порту региона. Многие авиакомпании уже оценили ее преимущества. Это и установка воздушного запуска двигателей на случай отказа вспомогательной установки, высокие хайлоудеры для погрузки контейнеров на грузовые самолеты и многое другое. Все это является серьезным преимуществом.
Грузовые компании очень высоко оценивают качество обслуживания своих самолетов в Кольцово, поэтому одна из наших перспектив — это развитие грузового терминала. В настоящее время через аэропорт проходит 26 тыс. тонн грузопотока, но мы надеемся значительно увеличить объемы именно за счет того, что можем быстро и качественно обслужить своих клиентов.