Недостаток контроля: выполнение антитабачного закона проверять некому
Осталось всего несколько дней до вступления в силу «антитабачного» закона, считающегося одним из наиболее жестких правовых актов, утвержденных в последнее время правительством РФ. Однако на деле и участники рынка табачных изделий, и сами курильщики считают, что на их жизнь и работу закон повлияет только в том случае, если органам власти потребуется их персонально «прижать».
Напомним, согласно закону, с 1 июня 2013 года нельзя будет курить на территориях и в помещениях спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных организаций; на детских площадках, пляжах; в транспорте; на вокзалах, на станциях метро и рядом со входом в них, в помещениях органов власти, на автозаправках, в местах общего пользования в многоквартирных домах. Также увеличен список ограничений, касающихся торговли табачными изделиями, в частности, распространения рекламы в Интернете.
«Конечно, курить нам запретят, только люди все равно от своих привычек не откажутся. Вот сейчас нельзя пиво в общественных местах пить, но, когда погода позволяет, практически в каждом дворе сидят компании с бутылками, и никто им ничего сделать не может, разве посокрушаться, проходя мимо. А при виде милиции мы пиво убираем», — рассказал житель одного из домов центральной части Екатеринбурга.
Предполагалось также, что закон ударит по компаниям, осуществляющим розничную торговлю табачными изделиями, но сами продавцы, очевидно, не торопятся что-то менять в своей деятельности. Выкладывать сигареты на прилавок им запретят только с июня 2014 года, сейчас же изменится лишь то, что нельзя будет продавать сопутствующие товары в рекламных целях и распространять рекламу в Интернете.
«Есть товары, к которым дополнительно прилагается другой товар. Допустим, кто покупает пачку табака, получает бесплатно мундштук. Этот сопутствующий товар будут снимать с прилавков, спишут его на убытки. По поводу рекламы и размещения информации в сетях — все просто: мы перейдем с .ru на .com на сайте, никто этого нам запретить не сможет, и будем продолжать вести торговлю, как привыкли», — рассказал один из участников рынка.
Руководители компаний, занимающихся торговлей табачными изделиями в розницу, уверены, что готовиться к исполнению положений нового закона еще очень рано, да и через год, когда вступят в силу положения, касающиеся организации торговли в торговых залах, от компаний потребуется лишь приобрести шторки или жалюзи для закрытия витрин с табачной продукцией.
«В нашей работе пока ничего не изменится. Когда надо будет, закроем стеллажи с товаром шторками, а будем ли печатать каталоги — еще неизвестно», — сообщил директор магазина «Амфора» Андрей Оставнов.
Что касается самих курильщиков, следить за исполнением ими нового закона вообще некому. В органах МВД по Свердловской области пояснили, что заниматься этим должны органы здравоохранения. Однако в Свердловском Министерстве здравоохранения полагают иначе.
«Мы — орган управления, а не фискальный орган, не правоохранительный. И за курение в неотведенных местах не Минздрав будет штрафовать: у нас бойцов нет, оперативников и патрульно-постовой службы тоже нет. Мы контролируем, чтобы не курили в лечебных учреждениях. Но это и сейчас возлагается на главных врачей самих учреждений. А что касается общественных мест — мы не имеем права ходить с проверками, контролировать, а тем более штрафовать организации и физических лиц», — рассказали в пресс-службе министерства.
Не собирается брать на себя контролирующие функции и областное управление Роспотребнадзора.
«На 90% надзор за курильщиками должны осуществлять органы общественной милиции. Комитет по защите прав потребителей не занимается ни охраной общественного порядка, ни контролем за рекламой. Мы можем взять на себя только проверку соответствия торговой площади магазина требованиям закона, которую будем осуществлять в рамках плановых и внеплановых проверок учреждений торговли», — пояснили в пресс-службе управления.
Таким образом, ни одно министерство или надзорное ведомство не планирует всерьез заниматься контролем исполнения «антитабачного» закона. По мнению участников табачного рынка Екатеринбурга, цель введенных ограничений — не избавить граждан от вредной привычки или защитить некурящих, а получить еще один набор рычагов воздействия на неугодные компании.
«Это просто, как всегда, очередной способ кого надо прижать. Не нужно специального контролирующего органа: если кому-то нужно будет, это сделают в индивидуальном режиме», — полагает директор ООО «Ассоциация табакокурения Шар-Джа» Василий Амбалов.