Третий квартал подряд российские железные дороги фиксируют спад погрузки. В целом этот показатель по итогам I квартала 2013 года сократился на 4,1%, а на Свердловской железной дороге погрузка сократилась на 3,6%. Сами железнодорожники объясняют текущий спад отсутствием грузов. Вместе с тем многие компании недовольны высокими тарифами на перевозку, сбоями в получении груза. В таких случаях компании просто переходят на автотранспорт. Впрочем, экономисты заверяют, что в спаде погрузки виновата не только РЖД, но и экономическая ситуация в целом. По многим отраслям экономики действительно отмечается спад.
Падение погрузки на сетях РЖД началось еще в III квартале прошлого года. В конце 2012 года специалисты СвЖД отметили, что снижение погрузки по секторам экономики может говорить об ухудшении рыночной ситуации.
«СвЖД грузит и возит то, что предъявляют к перевозке предприятия-производители. Динамика погрузки железных дорог служит одним из быстрых и достаточно точных индикаторов состояния экономики страны. Так, устойчивое и прогрессирующее замедление роста показателей ОАО «РЖД» можно было наблюдать еще за несколько месяцев до начала кризиса 2008 года, затем железнодорожные перевозки падали, стабилизировались и восстанавливались параллельно ситуации в экономике страны», — отмечают в СвЖД.
По мнению экономистов, снижение данного показателя может говорить об ухудшении экономической ситуации в стране.
Как отмечает финансовый аналитик Константин Селянин, статистика российского перевозчика говорит о сокращении производства продукции.
«В регионе сокращается не только экспорт, но и поставки на внутреннем рынке.
Кроме того, в начале этого года ВВП вышел в минус. И мы видим, как экономическая статистика подтверждается статистикой железной дороги. Речи о быстром восстановлении быть не может, ведь сейчас мы наблюдаем экономический спад не только на западных площадках. Кроме того, в первом квартале упали цены на нефть, на черные металлы, и это скажется в дальнейшем», — подчеркнул Константин Селянин.
Заместитель генерального директора по юридическим вопросам «Уником партнер» Дмитрий Земеров отмечает, что ухудшение ситуации в экономике обусловлено снижением спроса со стороны Китая.
Впрочем, некоторым отраслям экономики региона удалось остаться в плюсе. За I квартал 2013 года на СвЖД выросла погрузка промышленного сырья и формовочных материалов — 16,8%, нефти и нефтепродуктов — на 12,1%. Удалось остаться в плюсе по темпам погрузки сектору химических и минеральных удобрений — 3,5%. Объем погруженной руды цветной и серного сырья остался практически неизменным — рост составил лишь 0,1%.
Рекордное падение по погрузке зерна и продуктов перемола составило больше 60%,
каменного угля — 30,9%.
По мнению финансового аналитика Дмитрия Земерова, возможно, на рынке создается искусственный дефицит, чтобы потом цены пошли вверх.
«В последнее время цены на уголь и зерно сильно упали. Я не исключаю, что продавцам сейчас просто невыгодно сбывать свою продукцию по текущим ценам», — подчеркнул эксперт.
Погрузка строительных грузов на СвЖД упала на 24,4% за I квартал 2013 года.
Однако, по мнению аналитика, объемы погрузки строительных грузов могут постепенно восстановиться, ведь в городе будут развивать инфраструктурные проекты для международных мероприятий.
По итогам I квартала произошло более умеренное сокращение погрузки кокса — на 15,2%
лома черных металлов — на 12,6%, химикатов и соды — на 9,5%, лесных грузов — на 9,1%,
черных металлов — на 3,4%, цемента — на 2,3%, руды железной и марганцевой — на 0,6%.
Впрочем, у ближайших конкурентов железных дорог сложилось иное мнение о причинах падения загрузки сетей.
Так, заместитель генерального директора по стратегическому развитию ОАО «Лорри» Александр Трахтенберг считает, что причиной падения объема погрузки на железной дороге является усиление позиций автоперевозчиков. Кроме того, он отметил, что сейчас идет рост объема перевозок товаров металлургии.
«Тренд, который был в 2008 — 2009 годах, по факту привел к тому, что идет перераспределение грузов РЖД к автомобилям. Даже при нулевом росте грузоперевозок, если у автоперевозчиков идет рост, то падение идет у железнодорожников. В целом же рынок грузоперевозок растет, потому что растет экономика, и не бывает такого, что экономика развивается, а грузоперевозки падают. Чисто теоретически может быть такое, что экономика чуть-чуть падает, а объем перевозок растет за счет внешнего транзита», — сказал представитель компании.
Если спад в экономике продолжится, то РЖД придется искать выход из сложившейся ситуации. Впрочем, каким образом это будет сделано, остается непонятным.