Новые правила страхования пассажирских перевозок, вступившие в силу с начала апреля 2013 года, значительно увеличат расходы предприятий, занимающихся данным видом деятельности. По словам участников рынка, из-за роста топливных расходов обязательное страхование в скором времени отразится на величине тарифов. При этом государство никоим образом не участвует в жизни автоперевозчиков — послаблений налоговых льгот не предвидится. Вместе с тем, по оценке экспертов, ряд нововведений, затраты на установку которых перевозчики несут в настоящее время, пока являются бесполезными — для их применения отсутствует техническая база.
Напомним, с 1 апреля 2013 года страхование автоперевозчиков стало обязательным. В частности, стоимость жизни пассажиров выросла до 2 млн руб. При этом осуществление компенсационных выплат начнется лишь с 1 июня 2013 года. Кроме того, до 1 апреля автотранспортные предприятия в обязательном порядке должны были укомплектовать автопарк оборудованием системы ГЛОНАСС.
Представители страховых компаний пока не берутся прогнозировать влияние нового вида обязательного страхования на рынок в целом.
«На начальном этапе страховые компании, конечно же, ждут увеличения страховых сборов. Однако как ситуация будет развиваться в дальнейшем — неизвестно, потому как никто не знает о том, сколько будет выплат. Статистика ГИБДД о количестве пострадавших при ДТП с участием перевозчиков в данном случае не показатель. Дело в том, что страховые компании ожидают значительного роста случаев мошенничества. Я уверен, что наши граждане воспользуются случаем и придумают способ заполучить страховую выплату», — рассказал УрБК директор СК «Северная казна» Александр Меренков.
По данным директора Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилии Саранчук, в настоящий момент 100% перевозчиков обеспечены страховыми полисами. При этом эксперт отмечает, что введение обязательного страхования не лучшим образом отразится на и без того непростом финансовом положении перевозчиков.
«Сегодня деятельность перевозчиков убыточна — РЭК не закладывает прибыль в тариф. Мы не можем поднять зарплату водителям, катастрофически не хватает кадров. В скором времени эта проблема коснется всех регионов страны, а не только Свердловской области. Суммы, заложенные в страхование, будут включены в стоимость проезда. Однако в ближайшее время повышения тарифа по Екатеринбургу и Свердловской области не произойдет. Если тариф и поднимут, то по другим причинам: нам необходимо компенсировать затраты, в том числе на рост стоимости топлива», — сообщила директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук.
Однако страховщики не разделяют опасений перевозчиков о том, что обязательное страхование всерьез отразится на финансах последних.
«Согласно постановлению правительства, страховые взносы на автотранспорт составляют сущие копейки по отношению к выплатам. Я думаю, что перевозчики преувеличивают свои затраты», — рассказал Александр Меренков.
Установка оборудования системы ГЛОНАСС также повлечет за собой значительные траты. А между тем наличие системы в кабине водителя еще не гарантирует безопасность поездки и оперативность работы служб. Дело в том, что законотворчество оказалось быстрее развития технической базы. Так, механизм передачи сигнала «тревожной кнопки» в органы МЧС будет отработан только в следующем году. Также не решен вопрос о принятии сигнала от автобусов международного сообщения, курсирующих из стран ближнего зарубежья.
«Система региональных информационно-навигационных центров, которые поставят всех автоперевозчиков на учет, в настоящее время только выстраивается, и процесс этот займет не один год. Документы, регулирующие передачу сигнала, на стадии подготовки. Приказ Минтранса, в котором прописаны требования к формированию материально-технической базы информационных центров, принят буквально две недели назад. В настоящий момент ни законодательная, ни техническая база пока не разработана», — добавляет Лилия Саранчук.
При этом, по сообщению ГИБДД, установить оборудование предстоит всем зарубежным перевозчикам, работающим на территории России.
«Нормы КоАП применимы ко всем, кто осуществляет деятельность на территории РФ, в том числе и иностранным перевозчикам, обслуживающим рейсы из ближнего зарубежья», — сообщил начальник отдела дорожно-патрульной службы и взаимодействия с правоохранительными органами УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Дмитрий Панфилов.
Однако, как уверяют эксперты, перевозчики не уйдут с международных маршрутов поскольку этот сегмент является самым прибыльным.
В ближайшее время транспортные предприятия намерены заняться информированием пассажиров об их правах. Совместно с автовокзалами Екатеринбурга перевозчики готовятся разместить в своих автопарках информационное табло, из которого пассажиры смогут узнать о том, в какой кампании застрахован перевозчик, а также весь алгоритм действий для получения выплат при ЧС.
Ольга Кондрашова