У транспортных предприятий Свердловской области с 1 января 2013 года значительно возрастут расходы, за покрытием которых придется вновь лезть в карман граждан. Это связано с тем, что отныне все автобусы и грузовики должны быть оснащены системой ГЛОНАСС. Кроме того, более года уже действует постановление правительства РФ об обязательном оснащении общественного транспорта тахографами — приборами, определяющими режим труда и отдыха. Однако, как признаются эксперты, соблюдение законодательства дорого обойдется жителям региона, поскольку потребует привлечения дополнительной рабочей силы и повышения зарплаты водителей. Проблему могла бы решить власть, предоставив транспортникам субсидии. Но последние манны небесной давно не ждут.
По признанию экспертов, повышение тарифов за проезд в общественном транспорте — неминуемый процесс, и без дотаций и вмешательства законодательной и исполнительной власти вопрос не решить.
«Например, в Тюмени и ХМАО тарифы значительно ниже, поскольку транспортные предприятия получают значительные субсидии из бюджета, поэтому им нет необходимости покрывать свои расходы за счет населения. В Свердловской области об этом речи пока не идет», — рассказала директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук.
По словам эксперта, в регионе очень остро стоит вопрос нехватки водительских кадров. Соблюдение режима труда и отдыха невозможно без увеличения штата, а привлекательной профессию водителя может сделать лишь достойная оплата труда. С учетом того, что фонд оплаты труда составляет порядка 30—40% от стоимости тарифа, то становится понятно, что нынешние 23 рубля за проезд в общественном транспорте Екатеринбурга — вовсе не предел.
«Мы упираемся в болезненный для власти и населения вопрос — формирование тарифов, которые бы позволили обеспечить достойную заработную плату. Мы сейчас настойчиво проводим работу в РЭК, в Министерстве транспорта и в правительстве в целом о том, что необходимо пересмотреть порядок формирования и утверждения тарифа с учетом новых условий. В противном случае тахограф зафиксирует нарушения, водитель будет работать по режиму времени, вопрос нехватки кадров встанет еще острее, начнутся срывы в расписании и страдать в конечном итоге будет население», — сетует Лилия Саранчук.
В регионе почти половина направлений — убыточные. Причем сделать последние прибыльными невозможно. В таком случае стоимость может возрасти до 100 руб. за 1 км. Однако на уровне законодательной и исполнительной власти в настоящее время решения этой проблемы не существует. Перевозчикам приходится самим балансировать между рентабельными и убыточными направлениями, обеспечивая работу каждого из них.
Более того, с 1 января 2013 года в силу вступил ФЗ №67 об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика. Страховые выплаты пострадавшим в случае ДТП будут достигать 2 млн руб. По словам экспертов, ни одно из законодательных нововведений не заложено в существующую стоимость проезда. В настоящее время РЭК готовится принять обращения транспортников о пересмотре тарифных ставок.
«Начиная с 1 апреля общественный транспорт не сможет выйти на маршруты в случае, если предприятие, которому они принадлежат, не прошло процедуру обязательного страхования перевозчиков», — рассказал генеральный директор ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» Николай Герасимов.
Стоимость системы ГЛАНАСС для единицы транспорта составляет от 18 до 28 тыс. руб. Один тахограф обойдется от 30 тыс. руб. Единовременные расходы транспортников достигнут нескольких миллионов рублей. Даже если тариф будет увеличен, компенсировать затраты перевозчики будут еще долго.
Таким образом, финансовая стабильность многих из них может пошатнуться. Что, опять же, скажется на конечной стоимости услуги. Для решения этих проблем транспортникам остается уповать лишь на дотации из бюджета.
В свою очередь, депутат Заксобрания Свердловской области Дмитрий Ионин уверяет, что обязательное страхование перевозчиков уже заложено в существующей стоимости проезда в общественном транспорте Екатеринбурга, которая с 1 октября выросла с 18 до 23 руб. Соответствующие документы транспортниками были передали в РЭК.
«Перевозчики намекают на возможное повышение тарифов в результате того, что администрация Екатеринбурга не выплачивает компенсации за проезд льготников. По нашим расчетам экономически обоснованная стоимость проезда в Екатеринбурге — 18 рублей. Прибавка: это тот самый один миллиард, который не компенсировал город. В настоящее время УФАС отложило на месяц наше обращение о правомерности повышения тарифов в октябре. Если стоимость не будет пересмотрена, мы будем обращаться в суд», — рассказал Дмитрий Ионин.
Таким образом, выражение «Заплати налоги и спи спокойно» уже не актуально. Поскольку помимо отчислений в бюджет, жителям Екатеринбурга приходится опять же из своего кармана покрывать расходы, которые, согласно законодательству, должны компенсироваться из бюджетов разных уровней.
Ольга Кондрашова