Вероятно, успеть получить загранпаспорт к майским праздникам тем, кто только задумался о подаче заявления на его получение, уже не удастся. После Нового года количество желающих поехать за границу увеличилось в разы. В этом году в УФМС поступило больше 42 тыс. заявок, из них 26 тыс. — в электронной форме. Начальник отдела оформления загранпаспортов УФМС России по Свердловской области Андрей Сысков заявил, что заявлений на оформление загранпаспорта поступает столько, что выдержать сроки выдачи служба не в состоянии. Это привело к тому, что отдел оформления загранпаспортов УФМС работает в авральном режиме без выходных.
В миграционной службе рекомендуют отказаться от идеи подачи заявления в электронной форме и вернуться к очередям на выдачу талона.
«Если вы хотите получить паспорт к майским праздникам, то для этого необходимо встать в очередь за талоном. С такими заявками мы пока справляемся вовремя. Заявки в электронной форме мы, к сожалению, обработать не успеваем. Наши технологические возможности не позволяют нам ускорить работу по их обработке», — рассказал Андрей Сысков.
Также он отметил, что служба сделала заказ на дополнительные установки по приему паспортов. По его словам, в отделении УФМС по адресу Крылова, 2 всего 4 таких установки, которые могут обработать примерно 200 заявок в день, а желающих в разы больше.
По словам руководителя визовой службы уральского представительства туристической компании «Натали Турс» Марины Скаредновой, очереди за талонами на подачу документов и получение паспорта не новость, а ежегодная проблема. Однако повлиять на этот процесс невозможно.
«Сложности с паспортами — повторяющееся явление. И если турист не успевает получить загранпаспорт, то ускорить этот процесс практически нереально. Поэтому мы, в принципе, всем туристам рекомендуем сначала все-таки иметь паспорт на руках, а потом уже делать бронь, потому что они просто потеряют деньги. Если же УФМС в установленный срок паспорт не успевает выдать, то, соответственно, нужно писать заявление или прошение на имя главы УФМС с просьбой поторопиться. В принципе, подобные ситуации постоянно бывают. Это сезонные вопросы, на которые никто повлиять не в силах», — рассказала Марина Скареднова.
Также она пояснила, что единственное, чем могут посодействовать турфирмы — предоставить талончики на получение либо на сдачу паспорта. Это ускоряет процесс, потому что человек минует очереди.
«Туристические агентства не уполномочены снимать нагрузку с УФМС. Это не запрещено, а значит разрешено. Тут проблемы никакой нет. Это долголетняя практика. Соответственно, если турфирма берет на себя обязательства предоставить талончики, то она берет деньги за эту услугу», — считает Марина Скареднова.
Такую практику другие специалисты не осуждают. По их мнению, ситуация с загранпаспортами в России повторяется десятилетиями, а ведомство никак не может организовать свою работу так, чтобы хоть как-то облегчить выдачу документов. Туроператоры утверждают, что число желающих улететь за границу в нашей стране не такое уж и большое, чтобы создавать аврал.
«У нас в стране только 10% людей имеют загранпаспорт. Представьте, что будет, если за границу захотят все. Туристы уже сейчас жалуются на то, что оформляя заявку на загранпаспорт через сайт государственных услуг в феврале, им заявляют, что он будет готов только в мае. А ведь этот документ должен быть сделан в течение месяца. В такой ситуации неудивительно, что турфирмы пытаются как-то облегчить выезд граждан за рубеж», — рассказала директор ООО «Туристическая компания «Фонд мира» Ольга Свечкова.
В целом, все эксперты считают, что основной причиной задержки выдачи загранпаспортов является не большое количество желающих, а неправильно организованная работа ведомства. С этим согласен представитель Уральского IT кластера Дмитрий Калаев. Он считает, что заявление УФМС о том, что они не справляются с заявками на сайте госуслуг, как минимум странно, потому что портал был сделан для того, чтобы облегчить работу ведомства, а не наоборот.
«На мой взгляд, то, что организация не справляется с заявками — это лукавство. А что будет, если все люди, которые зарегистрировались в Интернете, придут и встанут в живую очередь? На самом деле переложение обслуживания клиентов в электронном вид должно было высвободить дополнительные ресурсы, а не добавить работы. Возможно, что возник какой-то дополнительный поток клиентов через Интернет, который они не планировали. Но все равно прирост измеряется процентами, а это в принципе решаемо», — рассказал Дмитрий Калаев.
Эксперты утверждают, что задержки в оформлении загранпаспортов повторяются из года в год, так же как и туристы, которые все пытаются сделать в последний момент. Поэтому специалисты предупреждают, что ответственность за свой отдых туристы несут сами.
Эксперты заявляют, что согласно договору с агентством, турист несет ответственность за своевременную подачу своих документов. Если он чувствует, что может не успеть что-то подготовить, то не лишним будет приобрести страховку от невыезда.
Татьяна Юстус