Перспективы развития логистического бизнеса тесно связаны с развитием коммерции. Но если торговля в Екатеринбурге развивается бурными темпами, то логистика, по мнению экспертов, «буксует». Кроме того, специалисты опасаются, что в последствии этот дисбаланс только усугубится: инвесторы не хотят вкладывать деньги в складскую недвижимость, а потребность в хранении товаров увеличивается очень быстро.
«Логистика в Екатеринбурге не развивается. Это проблему надо решать на уровне властей, потому что инвестиции почему-то не идут в этот сектор экономики. У нас в городе 628 тысяч квадратных метров торговых площадей и только 150 тысяч квадратных метров складских помещений. Кроме того, эту проблему надо обсуждать и с ритейлерами, так как очевидно, что понимание между поставщиками и логистами пока не достигнуто. На данный момент заключать сделки крайне сложно», — заявил генеральный директор «Development Group» Олег Кудрявцев.
Эксперты в целом согласны с данным заявлением и отмечают, что развитию логистики препятствуют тенденции, которые наметились несколько лет назад. Одна из них — нежелание производителей хранить товар в чужих помещениях. Это останавливает девелоперов вкладывать деньги в строительство складов.
«Как только производитель заходит на рынок, он пытается построить собственный склад. Эта тенденция существует уже давно. Поэтому инвестиции в складскую недвижимость идут вяло», — пояснил президент «Уральской логистической ассоциации» Сергей Шавзис.
По мнению специалистов, в дальнейшем такая ситуация может спровоцировать «перегрев» рынка складской недвижимости, когда арендные ставки резко подскочат вверх на фоне дефицита площадей.
«Уже два года в этом сегменте сохраняются две тенденции — рост арендной платы и дефицит площадей. Ежегодно Екатеринбург поглощает 100 тысяч квадратных метров складских площадей. В 2012 году в городе введено 130 тысяч квадратных метров новых помещений для хранения товаров. То есть вакантных площадей крайне мало, а ставки, по данным специалистов Уральской палаты недвижимости, продолжают расти», — рассказал директор по развитию «Логопарк.Ру» Александр Перфильев.
Эксперты отмечают, что усугубить эту ситуацию может бум интернет-коммерции, который уже переживают Санкт-Петербург и Москва.
«Многие торговые сети переходят на реализацию товара через Интернет. «X5RetailGroup» тоже запускает такой проект. В Екатеринбурге складских помещений не хватает, поэтому используются московские хранилища. В перспективе товар нужно будет размещать ближе к потребителю. Так что этот сегмент на Урале в скором времени «рванет», как это произошло в северной столице и в Москве», — заявил начальник управления цепочками поставок в Уральском филиале «X5RetailGroup» Сергей Щетинин.
Также он отметил, что в Екатеринбурге не хватает температурных складов. По его словам, поставщики самостоятельно встраивают холодильные установки в хранилищах. По его словам, такие помещения должны строиться по принципу «Build-to-Suit», то есть по индивидуальному заказу. Он отметил, что в Екатеринбурге пока такой практики нет.
Специалисты рассказали, что трудности возникают не только при хранении товара, но и при транспортировке. По их мнению, автомобильные перевозки на дальние расстояния плохо регулируются, а контейнерные — в два реза медленнее и намного дороже.
«К нашему складу подходит железнодорожная ветка, но мы ей пользуемся только для поставок из Китая. Внутри страны из-за экономии времени мы используем автомобили. К тому же цены на поставки вагонами просто сумасшедшие», — рассказал Сергей Щетинин.
Еще одно опасение экспертов связано с созданием таможенного союза. В связи с этим в Екатеринбурге происходит сокращение таможенных постов. Специалисты опасаются, что если возникнет потребность развивать торговые связи с иностранными государствами, появятся сложности в проведении процедур растаможивания товара.
Все специалисты отмечают, что у Екатеринбурга, как и у Свердловской области, есть потенциал для активного развития логистики. Проблемы, которые препятствуют этому, по мнению экспертов, необходимо решать в ближайшее время, иначе ситуация сильно усложнится. Как отметил Сергей Щетинин, эти вопросы нужно решать поставщикам, логистам и представителям власти совместно.
«Надо чаще проводить круглые столы и конференции на эту тему. Действительно, логистика в Екатеринбурге развивается очень медленно, хотя потенциал для этого есть. Нужно наладить контакты между всеми участниками процесса: поставщиками, производителями, логистами и властью», — заключил Сергей Щетинин.
Татьяна Юстус