Свердловская область как индустриальный регион имеет огромные перспективы развития промышленного туризма. Однако сейчас экскурсии проводят далеко не все предприятия, а их профессиональной организацией занимается очень небольшое число компаний. Основная проблема заключается в нежелании руководителей многих заводов понять, зачем им вообще это нужно. Те же, кто осознал пользу промышленного туризма, приобретают будущих сотрудников и повышают лояльность граждан к предприятию и его продукции.
О развитии промышленного туризма в области серьезно заговорили несколько лет назад. Популяризации идеи способствовал масштабный проект писателя Алексея Иванова и журналиста Леонида Парфенова «Хребет России», кое-какие шаги в этом направлении предпринимало и Министерство культуры. По мнению экспертов, промышленные экскурсии могли бы принести немалые доходы как самим предприятиям, так и специализированным туроператорам. Однако сейчас многие действующие предприятия с интересными не только для специалистов, но и для простых людей производствами по-прежнему не пускают туристов на свою территорию, оправдывая это разными причинами.
Так, директор рекламно-туристической компании Glook Вера Кейсер отмечает, что в сфере промышленного туризма сейчас существует целый букет проблем. В первую очередь, это происходит из-за непонимания руководства многих предприятий пользы от данного вида деятельности.
«Какие могут быть цели? Привлечь будущих сотрудников, повысить узнаваемость своей продукции. Заработать деньги, само собой. Как показывает опыт развитых стран, на промышленном туризме можно заработать достаточно неплохо, преимущественно продавая сувениры. Например, сама экскурсия бесплатна, но в конце люди проходят через сувенирный магазин. То есть в зависимости от цели, предприятие может сделать экскурсии как платными, так и бесплатными», — сказала эксперт.
Эксперт отмечает, что наибольшим спросом пользуются кондитерские производства и предприятия, где можно что-то сделать самому. Но спрос на такие экскурсии в регионе практически не удовлетворен. Действительно, крупнейшая же в Екатеринбурге кондитерская фабрика «Сладко» экскурсии не принимает. На предприятии пояснили, что причина кроется в жестких требованиях к производству и качеству продукции, а также в политике компании.
«Среди экскурсий на работающие и неработающие предприятия первое место по популярности занимают кондитерские. Невероятно популярно все, что касается выпечки и конфет. Но, к сожалению, в этом сегменте спрос ни в Екатеринбурге, ни в области не удовлетворен вообще. Ближайшее приличное предприятие, которое проводит экскурсии, находится в Челябинске — «Южуралкондитер». Однако на одну фабрику мало кто едет в другой город — турпотока как такового одна экскурсия не создает. Популярностью пользуются также любые предприятия, где можно что-то сделать самому, посетить мастер-класс. Например, на фарфоровом заводе в Сысерти интересное производство и достаточно хорошая экскурсия, поэтому люди туда едут», — сказала Вера Кейсер.
Сейчас в области пользуются спросом также поездки на Демидовские заводы в Невьянске и музей бронетанковой техники на территории Уралвагонзавода. Есть также завод-музей Северского трубного завода — Северская домна, лучше всего сохранившейся в Европе, и завод по производству колоколов в Каменске-Уральском.
«То есть такие предприятия существуют, и туристов туда возят. Кроме того, в программе по развитию туризма стоят рекламные туры по малым историческим городам, которые сегодня уже пользуются популярностью», — сказала директор центра развития туризма Свердловской области Эльмира Туканова.
Однако на действующие промышленные предприятия попасть простому человеку возможно далеко не всегда. На предприятии тяжелой промышленности, например, на металлургическом комбинате, не всегда возможно провести экскурсию из-за небезопасности производства. Однако наиболее важная проблема — позиции некоторых директоров, подозревающих в таких экскурсиях промышленный шпионаж, отмечает Вера Кейсер.
«Если руководитель предприятия дальновиден, то с ним можно рассмотреть возможность экскурсий. Если же позвонить типичному директору старой закалки, то у него буквально глаза на лоб полезут от такого предложения: «Зачем нам это?!». Их первая мысль — будут шпионить. В таких случаях проще подождать, пока сменится директор», — заключает Вера Кейсер.
Однако Эльмира Туканова отметила, что в случае повышения спроса к теме промышленного туризма будут привлекать внимание тех предприятий, которые еще не заинтересовались данной тематикой.
Что касается стоимости промышленной экскурсии, то многое зависит от руководства. Если директор понимает, зачем им нужны подобные экскурсии, то они могут принимать туристов и бесплатно, и за деньги — зависит от цели.
«Минимальная цена для, например, жителей Екатеринбурга на местное предприятие составит минимум 200 рублей. Для иногородних же посетителей цена будет гораздо выше из-за транспортных затрат. Кроме того, часто вместе с туром на завод заказывают и обзорную экскурсию по городу. И, само собой, чем больше группа, тем меньше стоимость на одного человека», — объясняет туроператор.
Между тем, по мнению экспертов, многие предприятия понимают перспективность промышленного туризма, и даже пытаются что-то делать сами в этом направлении, но далеко не всегда у них получается что-то хорошее.
В целом сейчас ситуация такова, что существуют компании, которые готовы проводить промышленные экскурсии, но многие предприятия пока для этого не созрели. Кроме того, существует и вопрос привлечения потока туристов.
Андрей Пермяков