Статьи
25.12.2012

Досадная пропажа: со счета клиента «ЕМБ» списаны средства

Досадная пропажа: со счета клиента «ЕМБ» списаны средстваВ Свердловской области растет число киберпреступлений. В редакцию УрБК обратилась клиентка «Екатеринбургского муниципального банка». По ее словам, с ее зарплатной карты была без ее ведома списана немалая сумма. Вероятно, женщина стала жертвой мошенничества. Выяснением обстоятельств произошедшего сейчас занимается банк. Вернут ли ей потерянные средства, пока неизвестно. Это покажут результаты проверки.

В редакцию обратилась жительница Екатеринбурга Юлия Силакова. По словам девушки, сразу после перечисления на счет в ОАО «Екатеринбургский муниципальный банк» ее заработной платы с него исчезло 500 долл. США. Обнаружив пропажу, Юлия Силакова обратилась в отделение банка, расположенное по адресу ул. 8 Марта, д. 13, однако сотрудники, даже не представившись, убедили ее не писать заявление о пропаже средств. Сообщив, что разбираться с ним не будут, поскольку Юлия якобы виновата сама. Через несколько дней после инцидента уже другой сотрудник банка, опять же, не представившись, убедил Юлию все же написать заявление. В данный момент в банке идет проверка. Однако по словам правозащитников, закон на стороне потребителей и экономическая безопасность услуг — забота тех, кто эти услуги предоставляет.

По словам Юлии Силаковой, примерно за месяц до пропажи средств со своего счета она оплатила услуги провайдера через интернет.

«Деньги пропали 14 декабря. В 19:00 мне пришло sms-сообщение о начислении заработной платы. Уже через 15 минут я получила еще одно сообщение о том, что все средства с моего счета сняты. Я сразу же заблокировала карту. Примерно за месяц до случившегося я оплачивала услуги провайдера «Планета» через Интернет, на одной из страниц было необходимо ввести номер карты и код. Когда я обратилась в банк сразу после пропажи средств, сотрудники отказались принимать мое заявление, сославшись на то, что я сама виновата в случившемся, поскольку я оставила в Интернете свои данные», — рассказывает Юлия Силакова.

Как сообщили УрБК представители провайдера «Планета», вносимые данные, номер и CVC-код карты, определяющий ее подлинность, доступны лишь банку. Провайдер оперирует лишь номером договора и вносимой суммой.

«Мы позволяем абоненту без комиссии оплачивать услуги Интернет через карты Visa или Master Card с отметкой, что данные передаются только по зашифрованным каналам, которые предоставляет непосредственно банк. Когда наш абонент оплачивает услуги через сайт провайдера «Планета», он вносит сначала номер договора, затем ожидаемую сумму. После того, как абонент направляется на страницу заполнения персональных карточных данных, он автоматически переносится на зашифрованный формуляр с определенным ключом — сертификатом безопасности, который имеет отношение уже только к банку отправителя. После этого мы уже не имеем возможности видеть транзакцию, а также CVC-код и номер карты», — сообщил УрБК оператор.

В провайдере «Планета» также предположили, что у их абонента на компьютере возможно была шпионская программа, которая могла считать самостоятельно вносимые данные.

Как сообщили в ОАО «ЕМБ», в настоящее время по факту пропажи денег идет проверка. Она может длиться до 120 дней. Решение о возврате средств будет принято в зависимости о того, выявят ли вину владельца карты — доведение до третьих лиц информации о своих персональных данных, потеря карты или же выяснится, что деньги были украдены из-за неграмотности клиента. В первом случае средства исчезли безвозвратно, во втором — их вернут и сумма будет списана на убытки банка.

По словам правозащитников, в случае пропажи денег со счетов банка и при отказе со стороны учреждения после проведения расследования их вернуть, необходимо обращаться в прокуратуру с соответствующим заявлением.

«К заявлению необходимо приложить официальные ответы банка. В соответствии с законодательством о защите прав потребителей, вся информация о том, как себя вести при вопросах, касающихся платежной сферы, должна исходить от организации, оказывающей эту услугу. Данная информация предоставляется с целью защиты денежного счета гражданина», — рассказал УрБК правозащитник Андрей Артемьев.

По словам эксперта, в п. 4 ст.12. закона о защите прав потребителей прописано, что когда вред причинен услугой, работой или вещью, необходимо исходить из представления об отсутствии у потребителя специальных познаний об их свойствах и характеристиках. Таким образом, организация, оказывающая услуги, не имеет права считать, что потребитель должен знать, что делать для того, чтобы услуга была экономически безопасной.

«Если муниципальный банк в своем договоре передавал информацию о том, как себя вести в таких случаях, то за исчезновение средств он не будет нести ответственность. Однако если банк такой информации не предоставил и доказательства этого имеются у пострадавшей клиентки, то банку придется отвечать в ходе гражданского процесса. Мошенники в данном случае попадают уже под уголовную ответственность. Именно поэтому и необходимо всегда обращаться в прокуратуру», — добавляет Андрей Артемьев.

По словам Юлии Силаковой, в договоре значится лишь информация о неразглашении ПИН-кода, предупреждений об опасности оплаты услуг через Интернет в нем не было. В настоящее время Юлия Силакова хочет расторгнуть договор с ОАО «Екатеринбургским муниципальным банком». Ее поддерживает и ряд коллег — сотрудников ЦГКБ №23, где Юлия работает медсестрой. Однако в бухгалтерии больницы девушке посоветовали не торопиться и дождаться результатов внутреннего расследования инцидента.

УрБК продолжает следить за развитием событий.

Ольга Кондрашова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
30.04.2013 ТГ «Мотив» совместно с ОАО «Сбербанк России» запустила услугу «Автоплатеж»

УрБК, Екатеринбург, 30.04.2013. Компания сотовой связи «Мотив» совместно со Сбербанком России запустила новую услугу ...

23.04.2013 ОАО «ВУЗ-банк» расширило возможности банковских карт в банкоматах

УрБК, Екатеринбург, 23.04.2013. ВУЗ-банк и финансовая группа «Лайф» сообщают о расширении возможностей банковских карт ...

09.01.2013 ОАО «ЕМБ» расследует пропажу средств со счета клиента

УрБК, Екатеринбург, 09.01.2013. ОАО «Екатеринбургский муниципальный банк» расследует пропажу средств со счета клиентки ...

06.04.2012 В банкоматах ОАО «МЕТКОМБАНК» появилась функция моментальных переводов на карты VISA любого российского банка

УрБК, Екатеринбург, 06.04.2012. В банкоматах ОАО «МЕТКОМБАНК» появилась функция «Переводы по картам». Клиенты банка ...

16.04.2009 «Ведомости» и Елена Хуторных: «Альфа-банк заплатил за мошенников»

Альфа-банк вернул деньги клиентам, пострадавшим от мошенничества в системе «Альфа-клик» Во вторник Альфа-банк вернул ...