Статьи
31.10.2012

Попросили на бедность

Попросили на бедность ОАО «РЖД» не оставляет попыток заручиться материальной поддержкой государства. Впрочем, после того, как в этом году российское правительство решило урезать финансирование убыточной отрасли, железнодорожники решили пойти окружным путем и для начала обратиться в законодательный сектор власти. Свердловский филиал ОАО «РЖД» направил обращения в Госдуму по поводу поддержки пассажирских перевозок. При этом местное отделение российской монополии намерено получить средства и из регионального бюджета: железнодорожники просят почти 200 миллионов на электрички, а также предлагают запретить автотранспортные пассажирские перевозки по определенным направлениям. Депутаты разводят руками: после передачи грузоперевозок в ведение ОАО «ПГК» и «ВГК» пассажирское сообщение стало убыточным. Если бюджет не поддержит, то РЖД переложит все затраты на потребителей, а также сократит часть поездов.

Российское правительство намерено в два раза сократить размер субсидий, выделяемых на поддержку пассажирских перевозок. Так, в проект федерального бюджета на 2013 г. на дальние пассажирские перевозки заложено 14,8 млрд рублей. В 2011 и 2012 гг. эта сумма составляла 30 млрд рублей, в то время как расчетная потребность ОАО «РЖД» и того выше — 36,2 млрд рублей.

Разумеется, дополнительные затраты из-за отсутствия бюджетных субсидий РЖД переложит на российских жителей. Согласно предложениям Минрегионразвития, стоимость проезда в плацкартных вагонах будет расти на 20% ежегодно. Впрочем, не исключается и вероятность того, что уже со следующего года цены на билеты поднимутся аж на 60%. В Свердловском филиале ОАО «РЖД» отмечают, что ориентировочно тариф для работоспособных граждан будет увеличен с 50 до 100%, таким образом, стоимость плацкарта фактически сравнится с сегодняшней ценой купе.

На Свердловской железной дороге предупреждают о глобальных последствиях: без бюджетных вливаний будет сокращен ряд рейсов, что отразится, в частности, на рабочих местах и сокращении производства вагонов.

«К чему это приведет: 235 поездов планируется к отмене. На Свердловской железной дороге это шесть поездов: до Устье-Ахи, Бокситов, Приобья, Соликамска, Перми, Нижневартовска. Эти направления, если меня поддержит минтранс, придется закрывать пригородным сообщением, а это дополнительная нагрузка на бюджет субъекта. Кроме того, производство вагонов уменьшится на одну треть, будет сокращено 3 тысячи рабочих мест», — заявил в ходе заседания комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике Законодательного собрания заместитель начальника Свердловской железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти Петр Эсаулов.

Отметим, что в планах правительства РФ также сократить компенсацию затрат ОАО «РЖД» на содержание инфраструктуры. В итоге железная дорога предъявит эти расходы пригородным компаниям, вследствие чего выпадающие доходы Свердловской железной дороги составят уже не 1,5 млрд рублей, как сейчас, а 2,8 млрд рублей. В РЖД тем временем отсылают к мировой практике, которая заключается в 100%-ном финансировании затрат на содержание инфраструктуры по всем видам железнодорожных перевозок: пассажирских, грузовых и пригородного сообщения.

Кроме того, часть федеральных денег, очевидно, придется заменить областными: государство намерено прекратить субсидирование льгот на перевозку школьников и студентов. Таким образом, от свердловского бюджета потребуют дополнительно 40 млн рублей.

«Вторая часть проблемы — прекращение субсидирования льгот на перевозку школьников и студентов в пригородном сообщении в учебное время. Такие льготы существуют уже 46 лет. В 2010, 2011 и 2012 годах федеральный бюджет выделял около 2 млрд рублей, это 95%; еще 5% добавляли субъекты. Цена проблемы для Свердловской области — дополнительно нужно 40 млн рублей. Если нет, ты мы оставляем студентов и школьников без этой поддержки», — добавил Петр Эсаулов.

Областные парламентарии при этом оказываются фактически заложниками ситуации: не поддержать просьбы РЖД — будут недовольны жители, согласиться с требованиями — опять попасть под раздачу дефицитных бюджетных средств. Причем выхода из ситуации на региональном уровне нет — налицо реализация реформы железной дороги, которая, по оценке ряда субъектов Федерации, забуксовала еще пару лет назад, после передачи грузоперевозок ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания».

«Об этой ситуации мы говорили и раньше: если у железной дороги изъять источники доходов, коими являлись грузовые перевозки (что и было сделано через ПГК и ВГК), то в итоге вся страна столкнется с тем, что по многим направлениям возить пассажиров будет невыгодно. Придется либо поднимать тарифы, либо бюджетам компенсировать все выпадающие доходы РЖД. Мы, конечно, все рады, что только по итогам полугодия у ПГК чистая прибыль 14 млрд рублей. Однако при этом ОАО «РЖД» работает в убыток», — считает председатель комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике Олег Исаков.

Тем не менее областные депутаты приняли решение поддержать обращение ОАО «РЖД» к депутатам Госдумы — иначе пострадает население области.

Добились железнодорожники и областных субсидий: 189 млн рублей необходимо заложить в бюджет 2013 года на покрытие выпадающих расходов, связанных с организацией пригородного сообщения.

Впрочем, железнодорожным экономистам и этого показалось мало: помимо денег, электричкам нужны пассажиры, и самое простое — отобрать их у автотранспортных предприятий. Руководство Свердловской железной дороги фактически предложило запретить на уровне областного правительства автобусное движение до Ревды.

«Нужно решать вопрос координации двух видов транспорта. Если мы пригородное движение делаем до Ревды, надо договариваться, чтобы автотранспортные предприятия сняли свои рейсы. Это, конечно, непросто, сильна конкуренция. В противном случае мы работаем на параллельных маршрутах — и те и другие несут убытки», — заявил Петр Эсаулов.

Отметим, что главы других субъектов УрФО, где также курсируют электропоезда Свердловской железной дороги, отказались идти на поводу у железнодорожников. Так, губернатор Челябинской области Михаил Юревич заявил, что не будет предоставлять субсидии ОАО «Свердловская пригородная компания». Глава южноуральского региона подчеркнул, что вместо конкурентной борьбы — повышения грузопотока и собственной привлекательности — перевозчики пытаются выбить деньги из областного бюджета, в то время как автотранспортные предприятия работают в рыночных условиях без поддержки властей.

На Южном Урале недостающие электрички заменят автобусами, а в Свердловской области, если минтранс отреагирует на ультиматум Свердловской железной дороги, наоборот, автобусное сообщение по некоторым направлениям может быть заменено электропоездами — до сих пор убыточными и непривлекательными для потребителей. Что касается поездов дальнего следования, то железная дорога просит все же включить недостающие субсидии в бюджет на 2013 г. Впрочем, вряд ли Госдума отреагирует на послание железнодорожников — очевидно, что федеральные власти решили переложить финансовую ответственность на субъекты Федерации.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
01.11.2012 Убытки РЖД покроют из бюджета

ОАО «РЖД» не оставляет попыток заручиться материальной поддержкой государства. Впрочем, после того, как в этом году ...

08.08.2012 Убытки пригородных компаний на полигоне СвЖД могут составить 1,7 млрд рублей

В 2012 году убытки пригородных пассажирских компаний на полигоне Свердловской железной дороги (филиал ОАО «РЖД») ...

08.08.2012 В 2012 году убытки пригородных компаний на полигоне СвЖД могут составить 1,7 млрд рублей

УрБК, Екатеринбург, 08.08.2012. В 2012 году убытки пригородных пассажирских компаний на полигоне Свердловской железной ...

25.08.2009 ОАО «Свердловская пригородная компания» продолжает сокращение пригородных электропоездов

ОАО «Свердловская пригородная компания» заявило об отмене с 7 сентября 2009 года еще 15 пригородных поездов, ...

08.07.2009 ОАО «Свердловская пригородная компания» намерено компенсировать убытки увеличением стоимости предоставляемых услуг

ОАО «Свердловская пригородная компания» подвело итоги деятельности в I полугодии 2009 года. Согласно официальной ...