Гром грянул: вступление России в ВТО спровоцировало реформы в машиностроении
Участники рынка машиностроения намерены модернизировать производство. Не секрет, что именно эта сфера берет на себя множество рисков, связанных со вступлением России в ВТО. Активная поддержка отечественного автопрома, высокие заградительные пошлины для импортного транспорта вкупе с устаревшим оборудованием и низкой квалификацией рабочих кадров сейчас оборачиваются крайне невысокой конкурентоспособностью российского товара. В условиях свободного рынка российское и, конечно же, уральское машиностроение сильно рискует. Эксперты отрасли намекают, что государству уже пора подключаться к происходящему: нужен закон о промышленной политике, нужны федеральные гранты. Бизнес, в свою очередь, обязан сформировать стратегии развития на ближайшие 8–10 лет.
В отраслевых союзах сегодня и не скрывают: стремительное старение производства и падение конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения продолжалось бы и дальше, если бы не ВТО. Поэтому сами участники отрасли видят в выходе России на свободный рынок некий стратегический плюс. Что, впрочем, не мешает им бить тревогу в отношении дальнейшего тактического развития: поскольку изначально программа вступления России в ВТО была окутана ореолом тайны, сейчас предприниматели не могут сформулировать даже среднесрочные прогнозы. Хотя последнее больше звучит как оправдание для тех руководителей, кто в принципе не занимался развитием производства, будучи прикрытым хорошими заградительными пошлинами.
«У нас менталитет такой: пока нас не подстегнут обстоятельства, мы не начнем принимать грамотных решений. Думаю, что ВТО станет условием для реформы машиностроительного комплекса. Но при этом мы до сих пор не знаем, какова продолжительность переходного периода, не знаем, как будут снижены ввозные пошлины и по каким продуктам, поэтому не можем прогнозировать развитие ситуации. Хотя в конечном итоге ВТО поспособствует существенному повышению конкурентоспособности отечественной продукции», — считает директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов.
При этом даже немедленный старт модернизации машиностроительного комплекса ситуацию не спасет: проблемы, которые накопились в отрасли, невозможно решить за короткий переходный период — перевооружения в этом секторе экономики не было 20 лет.
«Прежде всего, недозагрузка производственных мощностей составляет 20–30%, кроме того, необходима полная модернизация всего производства. На все это накладывается постоянный рост процентных ставок по кредитам. Такой комплекс проблем невозможно решить за 3–4 года переходного периода. При этом ввозные пошлины, которые сейчас составляют 25–35%, через четыре года будут уже 5–10%, хотя сами предприниматели называют приемлемую для них цифру в 25–50%. Да, мы намерены защищать свои предприятия — нужна комплексная работа бизнеса и власти по модернизации производства и реализации инвестиционных программ, иначе наши машиностроительные предприятия не выживут в ВТО», — отмечает и.о. председателя комитета промышленной политики и развития предпринимательства Дмитрий Мамин.
В клубок проблем машиностроения бизнес добавляет традиционную кадровую. По словам руководителей предприятий, кадры, поставляемые колледжами и ПТУ, в лучшем случае приходится переучивать, в худшем — обучать заново. А тех, кто умеет обращаться с новым современным оборудованием, на рынке единицы. В довершение всего экономисты говорят о надвигающемся мировом кризисе. Такой коллапс — сочетание кризиса и правил свободного рынка — отечественное машиностроение не переживет.
Впрочем, положительные моменты есть и сейчас. Так, в уральские предприятия идут крупные инвестиции: в частности, Газпромбанк стал акционером ОАО «Уралмаш» и ОАО «Уралхиммаш». Областные власти уверены, что предприятия нужно просто загрузить работой. Для этого чиновники в рамках программы по газификации транспорта предлагают собирать автомобили на метане — подобной деятельностью может заняться и проблемный сегодня завод «АМУР».
В Уральской торгово-промышленной палате на будущее отечественного машиностроения пока смотрят позитивно.
«У меня не столь пессимистичный взгляд на ситуацию. Опасения экономистов о мировом кризисе пока не подтверждаются. При этом, согласно данным исследования российского Минпромторга, экономики стран бывшего СССР справились с выходом на свободный рынок без падения макроэкономических показателей. Россию не ждут серьезные потрясения. Будут отдельные падения и выигрыши — в частности, в тех сегментах отрасли, где были введены меры таможенного регулирования. Например, нужно будет особо поддерживать производителей сельскохозяйственной техники. Хотя при этом мы должны прислушиваться к мнению аграриев, которые хотят покупать качественную импортную технику, и свободный рынок дает им такую возможность», — уверен вице-президент Уральской ТПП Александр Макаров.
По мнению эксперта, предприятиям не хватает стратегического плана развития хотя бы до 2020 года. Государству же следует усилить промышленную политику, во-первых, соответствующим законом (закона о промышленной политике до сих пор нет ни на региональном, ни на федеральном уровне) и, во-вторых, системой грантов для малых и средних машиностроительных предприятий.