«Областная газета» и Алла Баранова: «Вопросов больше, чем ответов»
Российское машиностроение — это одновременно гордость и боль России. Введённые в строй в годы индустриализации машиностроительные гиганты помогли стране выстоять в великой войне.
Потенциал, заложенный в эти заводы в семидесятых-восьмидесятых годах, помог большинству из них выстоять в трудные времена. Но в том-то и беда, что в конце девяностых предприятия не развивались, а выживали, и порядком отстали от зарубежных конкурентов. Сегодня среди лидеров машиностроения заводы, которые производят оборудование для добывающих отраслей. Хотя и здесь проблем предостаточно. Высокая энергоёмкость и устаревшее оборудование не лучшим образом сказываются на цене и качестве готовой продукции. По многим параметрам большая часть продукции российского машиностроения уступает импортным аналогам.
Высокие технологии всегда были опорой экономики страны, и мириться с тем, что некоторые наши предприятия до сих пор по уровню развития остаются в середине восьмидесятых годов прошлого века нельзя, уверены участники всероссийской конференции машиностроителей, которая открылась в минувший вторник в Екатеринбурге. Организаторы форума (он проводится на Среднем Урале уже во второй раз), — Союз машиностроителей России, государственная корпорация «Ростехнологии» и правительство Свердловской области. В конференции приняли участие заместитель председателя Государственной Думы РФ Валерий Язев, заместитель председателя — руководитель аппарата Бюро Центрального совета ООО «Союз машиностроителей России» Владимир Гутенёв, председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров, первый заместитель председателя правительства Свердловской области — министр промышленности и науки Анатолий Гредин, депутаты Государственной Думы РФ, Законодательного собрания Свердловской области, руководители более 300 машиностроительных заводов со всей России.
Наш регион для проведения такого представительного совещания выбран не случайно: Средний Урал — один из крупнейших центров машиностроения и оборонной промышленности, и у нас, по мнению специалистов, наиболее зримо проявляются и проблемы, и достижения отрасли.
На заседаниях пяти тематических секций участники конференции рассмотрели вопросы законодательного обеспечения развития машиностроения, перспективы импортозамещения, внедрения инноваций, укрепления оборонно-промышленного комплекса и проблемы подготовки кадров. Особое внимание на секциях уделили опыту Свердловской области. Специалисты отметили, что многим успехам уральские машиностроители обязаны вниманию, которое губернатор Эдуард Россель и областное правительство традиционно уделяют поддержке научно-технической и инновационной деятельности в промышленности.
На пленарном заседании были проанализированы итоги работы тематических секций, машиностроители оценили ситуацию в отрасли, определили резервы повышения эффективности работы и развития.
Валерий Язев отметил, что для дальнейшего развития российским предприятиям необходимо совершенствование законодательной базы. Закон о промышленной политике (его проекты уже обсуждаются в Государственной Думе) должен предусматривать реальные меры экономической поддержки. В частности, это могут быть и налоговые льготы, и предоставление предприятиям возможности устанавливать нормы ускоренной амортизации на вновь вводимое оборудование.
Ряд программных заявлений сделал на заседании Владимир Гутенев. По его словам, для технологического прорыва необходима концентрация ресурсов государства на наиболее перспективных направлениях. И для этого важно правильно определить приоритеты в государственной поддержке машиностроения. Это обеспечит эффективность вложений и высокие темпы модернизации.
О важнейших задачах развития потенциала машиностроительного комплекса Свердловской области в новых экономических условиях собравшимся рассказал Виктор Кокшаров.
— В последние годы, — отметил Виктор Анатольевич, — темпы роста машиностроения у нас были достаточно высокими. На большинстве предприятий ежегодно увеличивалась загрузка мощностей, полным ходом шли модернизация и техническое перевооружение производства, осваивался выпуск новых конкурентоспособных, инновационных видов машиностроительной продукции, снижалось количество убыточных коллективов.
Кризис серьёзно затронул машиностроение, и в этой ситуации губернатор и правительство Свердловской области незамедлительно приступили к формированию системы антикризисных мер, и во многом благодаря этому ситуация в отрасли в области оценивается как сложная, но контролируемая и управляемая. Постепенно увеличиваются объёмы производства, появляются новые заказы. Хотя, конечно, последствия кризиса полностью ещё не преодолены.
Схожие проблемы волнуют сейчас всех машиностроителей России. Как привлечь в отрасль инвестиции, повысить конкурентоспособность продукции? Вот лишь часть вопросов, ответы на которые волнуют сегодня и политиков, и производственников. По мнению участников конференции, такие встречи помогают найти решения самых важных задач, выработать общую стратегию и совместными усилиями вернуть российскому машиностроению былую славу.