Обзор прессы
06.09.2012

«РБК daily», Юлия Галлямова и Анастасия Мишанина: Владимир Путин поручил правительству дать заключение по программе ВСМ

Вопрос строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей к ЧМ-2018 до сих пор остается в подвешенном состоянии: чиновники не хотят выделять на него средства. Но похоже, что РЖД удалось убедить президента Владимира Путина взять на себя ответственность за судьбу этого проекта. Он поручил правительству представить предложения о целесообразности развития высокоскоростного движения: работать над ними будут Минэкономразвития, Минфин и Минтранс.

В конце августа правительство поручило профильным ведомствам в лице Минтранса, Минфина и Минэкономразвития (МЭР) подготовить предложения по программе развития высокоскоростных магистралей (ВСМ) с проектом доклада президенту, сообщил РБК daily источник, знакомый с ситуацией. По его словам, соответствующее распоряжение правительства появилось по прямому указанию Владимира Путина. «Ранее этот вопрос никогда серьезно не поднимался президентом, обычно все так и умирало на уровне правительства», — говорит собеседник РБК daily, отмечая, что теперь правительство просто вынуждено развивать эту тему.

В Белом доме подтвердили, что трем ведомствам поручено представить предложения по проекту ВСМ. Однако источник РБК daily в правительстве говорит, что ему неизвестно о каком-либо дедлайне по этому вопросу. В МЭР сообщили РБК daily, что на днях действительно получили от правительства письмо по ВСМ, однако от дальнейших комментариев в министерстве отказались. В Минтрансе не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. Минфин отказался от комментариев.

В РЖД также отказались обсуждать инициативу президента, заявив лишь в очередной раз, что представили все необходимые предложения по строительству высокоскоростной магистрали Москва — Петербург в правительство и теперь ждут решения от него. «Проект полностью проработан и готов к реализации, но без помощи государства его реализация невозможна, и никто в мире не осуществит таких проектов без госпомощи», — подчеркнули в монополии.

«Соответствующее письмо от правительства и слухи о том, что экс-губернатор Свердловской области Александр Мишарин займет пост гендиректора «Скоростных магистралей» (компания создана для реализации проекта ВСМ. — РБК daily), не случайность», — уверяет собеседник РБК daily. По его словам, Владимир Путин всерьез задумался о необходимости ВСМ и считает, что за этот проект должен отвечать человек уровня Мишарина. При этом тот факт, что Минфин не заложил в проект бюджета на 2013—2015 годы деньги на реализацию проекта, он называет непринципиальным. «Все будет зависеть от второго чтения, которое состоится осенью», — говорит он.

Проектом строительства ВСМ РЖД занялись еще в конце 2010 года, сразу после того как Россия получила право на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. Реализация проекта планировалась по схеме государственно-частного партнерства на основе контракта жизненного цикла. Для этого необходимо было сформировать консорциум из зарубежных компаний-подрядчиков. Изначально тендер по их выбору для ВСМ был запланирован на конец 2011 года, но сроки несколько раз переносились. Компании, которые выиграют тендер, будут обязаны не только построить магистраль, но и заниматься ее обслуживанием в течение 30 лет. О желании поучаствовать в проекте заявили немецкая Deutsche Bahn, южнокорейская Hyundai Construction, французская Inexia, испанская компания ADIF и китайская China Railway Engineering Corporation (CREC).

Предполагалось, что пилотным проектом станет строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Новую трассу протяженностью 658 км планировалось построить к чемпионату мира по футболу 2018 года, и она должна была сократить время в пути до 2 ч 30 мин. На этапе строительства государство должно было выделить 795 млрд руб. — 70% от капитальной стоимости проекта. Остальные 30% должны были привлечь частные инвесторы в лице консорциума зарубежных компаний. В общей сложности стоимость проекта оценивалась в 1,12 трлн руб. Также предполагалось строительство высокоскоростной магистрали Москва — Екатеринбург через Казань и Нижний Новгород, правда, этот проект до сих пор находится на стадии разработки.

Проект ВСМ, скорее всего, не будет реализован в тех объемах инвестиций, которые были заявлены, считает Андрей Рожков из ИФК «Метрополь». Для госбюджета это слишком тяжелое бремя, а частный сектор вряд ли заинтересует та доходность, которую может принести его реализация, поясняет аналитик. По мнению г-на Рожкова, необходимость строительства ВСМ вызывает вопросы, так как отдача от проекта в виде снижения времени в пути несопоставимо мала по сравнению с теми средствами, которые необходимо в него вложить. Профильным ведомствам стоит задуматься о том, как сделать проект дешевле: например, отказаться от строительства ветки Москва — Санкт-Петербург в пользу высокоскоростного сообщения между регионами, которые больше нуждаются в повышении мобильности, считает аналитик.

Прочитать материал полностью: http://www.rbcdaily.ru/2012/09/06/industry/562949984659332
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
03.10.2012 «РБК daily» и Юлия Галлямова: РЖД рекомендуют строить скоростные дороги на Урале, в Сибири и Поволжье

РЖД не удалось заручиться поддержкой Минэкономразвития по вопросу строительства высокоскоростной железнодорожной ...

06.09.2012 Владимир Путин поручил правительству представить предложения по развитию ВСМ

УрБК, Москва, 06.09.2012. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству представить предложения по программе ...

23.08.2012 Власти отказываются от ВСМ Екатеринбург — Москва

Правительство РФ намерено отказаться в ближайшие 3 года от финансирования проекта высокоскоростной железной дороги ...

23.08.2012 Правительство РФ отказывается от ВСМ Москва — Екатеринбург

УрБК, Москва, 23.08.2012. Правительство РФ намерено отказаться в ближайшие 3 года от финансирования проекта ...

14.09.2011 Проект «ВСМ Москва — Екатеринбург» может быть разделен на участки

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Екатеринбургом может быть разделено на ...