Вопрос строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей к ЧМ-2018 до сих пор остается в подвешенном состоянии: чиновники не хотят выделять на него средства. Но похоже, что РЖД удалось убедить президента Владимира Путина взять на себя ответственность за судьбу этого проекта. Он поручил правительству представить предложения о целесообразности развития высокоскоростного движения: работать над ними будут Минэкономразвития, Минфин и Минтранс.В конце августа правительство поручило профильным ведомствам в лице Минтранса, Минфина и Минэкономразвития (МЭР) подготовить предложения по программе развития высокоскоростных магистралей (ВСМ) с проектом доклада президенту, сообщил РБК daily источник, знакомый с ситуацией. По его словам, соответствующее распоряжение правительства появилось по прямому указанию Владимира Путина. «Ранее этот вопрос никогда серьезно не поднимался президентом, обычно все так и умирало на уровне правительства», — говорит собеседник РБК daily, отмечая, что теперь правительство просто вынуждено развивать эту тему.
В Белом доме подтвердили, что трем ведомствам поручено представить предложения по проекту ВСМ. Однако источник РБК daily в правительстве говорит, что ему неизвестно о каком-либо дедлайне по этому вопросу. В МЭР сообщили РБК daily, что на днях действительно получили от правительства письмо по ВСМ, однако от дальнейших комментариев в министерстве отказались. В Минтрансе не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. Минфин отказался от комментариев.
В РЖД также отказались обсуждать инициативу президента, заявив лишь в очередной раз, что представили все необходимые предложения по строительству высокоскоростной магистрали Москва — Петербург в правительство и теперь ждут решения от него. «Проект полностью проработан и готов к реализации, но без помощи государства его реализация невозможна, и никто в мире не осуществит таких проектов без госпомощи», — подчеркнули в монополии.
«Соответствующее письмо от правительства и слухи о том, что экс-губернатор Свердловской области Александр Мишарин займет пост гендиректора «Скоростных магистралей» (компания создана для реализации проекта ВСМ. — РБК daily), не случайность», — уверяет собеседник РБК daily. По его словам, Владимир Путин всерьез задумался о необходимости ВСМ и считает, что за этот проект должен отвечать человек уровня Мишарина. При этом тот факт, что Минфин не заложил в проект бюджета на 2013—2015 годы деньги на реализацию проекта, он называет непринципиальным. «Все будет зависеть от второго чтения, которое состоится осенью», — говорит он.
Проектом строительства ВСМ РЖД занялись еще в конце 2010 года, сразу после того как Россия получила право на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. Реализация проекта планировалась по схеме государственно-частного партнерства на основе контракта жизненного цикла. Для этого необходимо было сформировать консорциум из зарубежных компаний-подрядчиков. Изначально тендер по их выбору для ВСМ был запланирован на конец 2011 года, но сроки несколько раз переносились. Компании, которые выиграют тендер, будут обязаны не только построить магистраль, но и заниматься ее обслуживанием в течение 30 лет. О желании поучаствовать в проекте заявили немецкая Deutsche Bahn, южнокорейская Hyundai Construction, французская Inexia, испанская компания ADIF и китайская China Railway Engineering Corporation (CREC).
Предполагалось, что пилотным проектом станет строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Новую трассу протяженностью 658 км планировалось построить к чемпионату мира по футболу 2018 года, и она должна была сократить время в пути до 2 ч 30 мин. На этапе строительства государство должно было выделить 795 млрд руб. — 70% от капитальной стоимости проекта. Остальные 30% должны были привлечь частные инвесторы в лице консорциума зарубежных компаний. В общей сложности стоимость проекта оценивалась в 1,12 трлн руб. Также предполагалось строительство высокоскоростной магистрали Москва — Екатеринбург через Казань и Нижний Новгород, правда, этот проект до сих пор находится на стадии разработки.
Проект ВСМ, скорее всего, не будет реализован в тех объемах инвестиций, которые были заявлены, считает Андрей Рожков из ИФК «Метрополь». Для госбюджета это слишком тяжелое бремя, а частный сектор вряд ли заинтересует та доходность, которую может принести его реализация, поясняет аналитик. По мнению г-на Рожкова, необходимость строительства ВСМ вызывает вопросы, так как отдача от проекта в виде снижения времени в пути несопоставимо мала по сравнению с теми средствами, которые необходимо в него вложить. Профильным ведомствам стоит задуматься о том, как сделать проект дешевле: например, отказаться от строительства ветки Москва — Санкт-Петербург в пользу высокоскоростного сообщения между регионами, которые больше нуждаются в повышении мобильности, считает аналитик.
Прочитать материал полностью:
http://www.rbcdaily.ru/2012/09/06/industry/562949984659332