В Свердловской области, как и во всей России, завершилась подготовка школ к новому учебному году. В этом процессе задействованы правительственные и административные структуры, служба пожарной безопасности, МЧС. Сегодня ведомства рапортуют об удачном входе в новый учебный сезон, однако признают — нарушений было множество.
Как заявила на пресс-конференции начальник отдела охраны детей и комплексной безопасности в системе обучения министерства образования Свердловской области Валентина Баженова, в регионе 1043 средних общеобразовательных школы и все они уже готовы к новому учебному году. С 1 сентября в школах области начнут обучение 490 тысяч детей, из них 120 тысяч — екатеринбуржцы.
«В этом году специальными комиссиями приняты все учебные заведения. Проведен большой объем ремонтных работ. В 59% школ прошли капитальные ремонты. Однако в ходе проверок выяснилось, что только 21% школ не имел на момент проверок нарушений», — добавила Валентина Баженова.
В этом учебном году на подготовку школ к учебному году в Свердловской области было потрачено 3,5 млрд рублей, в том числе почти 600 млн — в Екатеринбурге. Отметим, что в регионе данная сумма выросла по сравнению с прошлым годом в 3 раза.
Несмотря на большое количество потраченных средств, подготовка школ к новому учебному году прошла не без проблем. Так, по словам начальника отдела надзора по гигиене детей и подростков управления Роспотребнадзора Натальи Моисеевой, образовательные учреждения по традиции затянули начало подготовки к учебному году.
«Школы начинают готовиться к новому учебному году поздно, поэтому часто не успевают к 1 сентября проветрить помещения от краски и ремонты проходят в очень сжатые сроки», — рассказала Наталья Моисеева.
Типичным нарушением в этом году стало несоответствие качества воды стандартам. Так, в трети школ пришлось закупить фильтры и бактерицидные лампы.
Много претензий к школам и у главного управления МЧС России по Свердловской области, которое ежегодно осуществляет контроль за подготовкой общеобразовательных учреждений к новому учебному году. На данный момент МЧС выявило больше 1000 нарушений требований пожарной безопасности в школах.
«Очень много нарушений при проверке было выявлено в школах Екатеринбурга, но на текущий момент они исправлены», — заметил заместитель главного государственного инспектора Свердловской области по пожарному надзору Евгений Лялин.
Так, только в Чкаловском районе прокуратура совместно с МЧС выявила нарушения в 10 школах. В них не соответствовали требованиям отделка стен путей эвакуации и покрытия пола на путях эвакуации; не была проведена огнезащитная обработка штор; отсутствовали огнетушители.
При этом, по словам Е. Лялина, множество проблем существует и в областных школах. Так, 60 сельских школ находятся на очень отдаленных территориях, за границами выезда пожарных частей. В области работают программы по строительству пожарных депо, однако пока вопрос полностью не решен.
Между тем большинство сельских школ построено в 50–60-х годах прошлого века. Очевидно, что выполнять все современные требования по подготовке к учебному году такие помещения просто не в состоянии. Однако, по словам Натальи Моисеевой, такие школы жизнеспособны, требования у Роспотребнадзора к ним такие же, как и к городским. После ремонта такие здания вполне могут отвечать современным нормативам. Однако каким образом директора сельских школ готовят их к сдаче, не нарушая современных стандартов, остается только догадываться.
Общественный резонанс вызвал новый закон о зачислении первоклассников в школы в соответствии с пропиской. С одной стороны, он упорядочивает набор в учебные заведения, с другой — провоцирует некоторые неудобства, связанные с тем, что некоторые родители, желая, чтобы их ребенок пошел в престижную школу, находящуюся в другом районе, делают временную прописку. В итоге многие школы, которые имеют хорошую репутацию, переполнены.
Однако непопулярные школы тоже страдают от большой загруженности. Так, жители микрорайона Краснолесье жалуются, что в этом году в их школе набрали 5 классов первоклассников по 30 человек.
Как заметила Евгения Умникова, «средства в школу приходят за учеником». То есть чем больше детей обучается в школе, тем лучше она финансируется. Но осуществлять индивидуальный подход к детям, если в классе 30 человек, очень сложно.
«Сегодня стоимость каждого ученика для государства в разных школах сильно отличается, соответственно, неодинаковые зарплаты получают и педагоги, потому что финансирование учебных заведений разное», — отметила Евгения Умникова.
Очень сложно делать прогнозы на будущий учебный год, даже исходя из уверений экспертов, что все школы готовы и всё в порядке. Решающим фактором учебного процесса, конечно, являются не системы противопожарной безопасности, не новое оборудование для столовых и не огнетушители, а человеческий фактор.