Статьи
23.08.2012

Дорожные проблемы Екатеринбурга: из года в год, из века в век

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comДороги — это то, чем пользуется каждый житель Екатеринбурга ежедневно. Проблемы наших дорог видят все: и общественные организации, и правительство, и гости города. На форумах в Интернете сообщается о большом количестве нарушений, которые совершают ремонтники. Но открытым остается вопрос, почему нарушения происходят до сих пор на глазах у всех и кто за это ответственный.

По мнению экспертов, проблема дорожного строительства в Екатеринбурге лежит в двух плоскостях. Первая — это халатность при исполнении работ дорожными строителями; вторая — организация работ, выбор подрядных организаций и последующий контроль работ со стороны городских властей.

По словам директора общественной организации «РосЯма» в Екатеринбурге Алексея Беззуба, нарушения технологии ремонтных работ в городе встречаются повсеместно. Среди них часто встречается несоблюдение СНиПов. Так, необходимая толщина дорожной укладки составляет 10 см, в то время как по факту получается в два раза меньше. Кроме того, встречаются случаи пуска автомобильного движения по только что уложенному асфальту, что вредит дорогам. Однако самое распространенное нарушение — укладка асфальта в дождь. Так, в последний раз общественники поймали на этом организацию, проводящую ремонтные работы на пересечении улиц Щербакова и Сулимова. По данным Алексея Беззуба, такими нарушениями грешат «Региональное ДРСУ», «Уралтрансспецстрой», ГУ ДСР, «УралСтрой». Причиной этого, по мнению эксперта, является просто халатное отношение к работе.

«Говорить о нарушениях в целом сложно. Если мы возьмем для примера СНиП 1985 года, то дорожники даже его не выполняют. Но и без правил понятно, что уложенный в дождь асфальт не продержится и двух лет, хотя по факту его гарантийный срок составляет 3 года», — рассказал Алексей Беззуб.

При этом, уверены общественники, функция контроля за работами лежит на администрации Екатеринбурга. Однако мэрия свою работу не выполняет.

«При администрации существует специальная служба кураторов, которая должна следить за работой по строительству дорог. Наша организация ни разу не видела на объектах ее представителей», — добавил представитель «РосЯмы».

Согласно установленному администрацией порядку, покрытие дорожного полотна должно меняться каждые 4 года. Однако этого не происходит. По мнению общественников, давая такие сроки жизни екатеринбургским дорогам, администрация признает свое бездействие и бессилие в данном вопросе. Специалисты отмечают, что даже при нашем суровом уральском климате хорошо уложенный асфальт должен сохраняться целым в течение 7–9 лет.

«В Екатеринбурге в год ремонтируется 5% дорог, то есть, грубо говоря, все дорожное полотно мы сможем обновить только через 20 лет. При таких темпах в нормальном состоянии будут поддерживаться постоянно только 20% дорог», — объяснил Алексей Беззуб.

По словам заместителя директора по развитию AVS Group Александра Масурского, кроме нарушений технологии укладки асфальта, не соблюдаются и технологии подготовки дорог под ямочный ремонт. При этом для хорошего качества такого ремонта необходима новая современная техника, которой, по словам Александра Масурского, организации пренебрегают. Впрочем, как пренебрегают новшествами и дорожные строители.

«Для нашего региона дорожное полотно должно быть гибким, потому что перепад температур на Урале от минус 40 до плюс 40 градусов портит асфальт. Старые технологии укладки это не учитывают, а новые не применяются. У нас есть движение земляных масс, которое при ремонте также не учитывается. Иностранные компании предлагали свои услуги по строительству, то есть положить наши дороги на искусственное основание. Но на Урале в связи с тем, что большая часть дорог проходит по болотистой местности и со временем оседает, эта технология невозможна. Делать постоянный ремонт в таких условиях дешевле, чем прокладывать дороги заново», — объяснил Александр Масурский.

По его мнению, екатеринбургские подрядчики не вводят новые технологии, потому что они требуют очень большого вложения денег, притом что смысла в них вкладываться они не видят: бюджет, выделяемый на ремонты, фиксированный, и сокращать свою прибыль удорожанием себестоимости работ никто не хочет.

Общественный эксперт Екатеринбурга Андрей Старцев добавляет, что, кроме перечисленных нарушений, город не может довести до конца работы на новых или отремонтированных дорогах. Речь идет о дорожных знаках и разметке. Так, к примеру, на перекрестке улиц Щербакова — Лыжников после ремонта знаки так и остались прежними, что вводит водителей в заблуждение.

«Такие вещи портят всю картину даже от очень качественного ремонта», — заявляет Андрей Старцев.

Но проблемы дорог вызваны отнюдь не только халатностью строителей. По мнению Алексея Беззуба, тендеры на ремонт дорог, проводимые администрацией Екатеринбурга, выигрываются незаконно.

«Настораживает ситуация с аукционами. Администрация Екатеринбурга не дает выиграть тендеры небольшим компаниям, мотивируя это тем, что крупные компании могут гарантировать лучшее качество работы. Но по факту крупные компании, выиграв конкурс, не производят ремонт, а отдают его на субподряд маленьким компаниям. Классический пример: региональная компания МУП «Дорожное ремонтно-строительное управление» выиграла конкурс на проведение ремонта трех участков дороги по улицам Техническая, Заводская и Волгоградская, однако ни на одном участке не выполняла работы, — Техническую улицу делала компания «УралСтрой», Волгоградскую — «Горзеленстрой», а Заводскую — вообще челябинская компания», — рассказал Алексей Беззуб.

Другой пример. 6 августа состоялся аукцион на ремонт улицы Технической. В нем участвовало две компании — «Свердловскавтодор» и «Горзеленстрой». В конкурсе победила первая, а на работы сразу вышла вторая компания. При этом непонятно, на основании каких документов «Горзеленстрой» согласовал перекрытие с ГИБДД. По этому поводу в ФАС уже отправлена жалоба.

Ответственными за соблюдение технологии выполнения работ являются все: и администрация как заказчик, и подрядчики. Соблюдение технологии — это задача генподрядчика. Получается круговая порука: контроль за работой и соблюдением правил должны осуществлять администрация и компания, выигравшая тендер, а на деле получается, что контроля как такового нет совсем. Отсюда логический вывод: корень проблемы дорог отнюдь не только в халатности строителей, а в организации ремонта, которая, видимо, нуждается в доработке. Непрозрачность и сложность системы проведения аукционов администрацией вызывает недоумение у общественных организаций и экспертов. Как скоро разрешатся эти вопросы, пока неизвестно. «РосЯма» планирует и дальше бороться с недобросовестными компаниями с помощью ФАС и прокуратуры. Между тем погода уже испортилась, а ремонт многих участков дорог так и остался незавершенным. Заявленная еще в XIX веке «беда России» по-прежнему является актуальной.

Татьяна Юстус
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
26.04.2013 Ад на дорогах: состояние дорожного покрытия Свердловской области убивает людей

Cостояние дорожного покрытия Свердловской области убивает людей ...

28.03.2013 Дорожных ремонтников Екатеринбурга обяжут установить видеорегистраторы на асфальтоукладчики

УрБК, Екатеринбург, 28.03.2013. Асфальтоукладчики, задействованные в ремонте дорог Екатеринбурга, оснастят ...

25.10.2012 И в дождь, и в снег: ремонт дорог в Екатеринбурге все еще не закончен

Несмотря на снегопад, в Екатеринбурге продолжается ремонт дорог. Подрядчики нарушают технологию укладки асфальта, ...

24.10.2012 И в дождь, и в снег: ремонт дорог в Екатеринбурге продолжается

Несмотря на снегопад, в Екатеринбурге продолжается ремонт дорог ...

16.08.2012 Блогеры Екатеринбурга подозревают подрядчиков дорожного строительства в сговоре на аукционе

УрБК, Екатеринбург, 16.08.2012. Блогеры Екатеринбурга подозревают подрядчиков дорожного строительства в сговоре при ...