Когда жители Екатеринбурга в разговорах с гостями уральской столицы говорят: «На наших улицах машин — как в Москве», это не дешёвая бравада и не метафора, а простой математический факт. Всего несколько цифр: в 2010 году уровень автомобилизации Екатеринбурга составлял 320 транспортных средств на 1 000 жителей (а в Москве этот показатель тогда равнялся 338), а сегодня он составляет 350 машин на 1 000 горожан. До европейских стандартов — «пятьсот на тысячу» — мы пока не дотягиваем, но екатеринбургским дорогам от этого не легче. Представьте себе: в нашем достаточно компактном мегаполисе с его относительно неширокими улицами зарегистрировано почти полмиллиона автомобилей — а это значит, что износ улично-дорожной сети идёт поистине космическими темпами. И если бы только износ... На большинстве центральных магистралей города правые полосы движения используются как временные автостоянки, отчего эти магистрали в часы пик превращаются в одну сплошную многокилометровую пробку. И разгрузить эти пробки одними только репрессивными мерами — например, штрафами и принудительной эвакуацией машин-нарушителей — не получится. Нужна обширная сеть парковок, которая обойдётся бюджету весьма и весьма недёшево. Стратегический проект «Дом для автомобиля», утверждённый несколько лет назад, как раз и предусматривал возможности решения этой проблемы — за счёт строительства так называемых перехватывающих стоянок на малом и срединном городских кольцах. Увы, для реализации этого проекта тогда не хватило средств...
Год назад администрация Екатеринбурга разработала вторую редакцию «Дома для автомобиля» — уже с учётом изменившихся экономических реалий. В частности, предполагается строить в микрорайонах компактные механизированные парковки, а в районе станции метро «Ботаническая» и на Уралмаше, у ДК Лаврова, — ещё две крупные перехватывающие стоянки на 600 машино-мест, которые в перспективе будут принимать машины не только жителей Екатеринбурга, но и гостей из Верхней Пышмы, Нижнего Тагила и других городов области. Третий аналогичный паркинг планируется разместить на восточной окраине города — вдоль Тюменского тракта. По замыслу разработчиков проекта, эти парковки будут бесплатными. Параллельно с этим будет запущен и другой проект — «Народный гараж», нацеленный на возведение сети многоуровневых парковок в виде огромного металлического «стеллажа». Но для его реализации одних только бюджетных денег недостаточно — потребуется помощь инвесторов. А пока идёт их поиск, ушлые частники вовсю приспосабливают под стоянки территории, для такого дела малопригодные: дворы, скверы и городские промзоны. И ладно бы они при этом делали всё по-людски, по прописанной в законе схеме: землеотвод — разрешение — налоги. Так нет же! По информации городского Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети, около 400 автостоянок на территории города являются незаконными, у их владельцев отсутствуют документы на аренду земельных участков. Не проходит и месяца, чтобы на телефоны городской и районных администраций не поступали бы жалобы от населения, суть которых можно свести к простой формуле: «Пришли странные люди, залили двор бетоном, огородили забором, поставили шлагбаум — и теперь у нас от бензина дышать нечем, а машины шуруют прямо по газонам, помогите-спасите». Вопрос «А кто спасёт городской бюджет, ежегодно теряющий (по данным, озвученным заместителем руководителя областного налогового управления Мариной Рябовой) более 1, 6 миллиона рублей из-за деятельности «паркинг-пиратов»?» увы, пока остаётся открытым. А ведь эти деньги вполне могли бы пойти на те же перехватывающие стоянки. Или на ремонт проезжей части на проблемных участках. Вариантов масса. И все они — в интересах горожан.
Но город, конечно, помогает гражданам, страдающим от беспредела автодельцов, — чем может, тем и помогает. А может он ровно столько, сколько у него имеется законодательно прописанных полномочий. Меньше года прошло с того момента, когда муниципалитет получил-таки долгожданное право на административное преследование организаторов таких вот «шарашкиных контор», но наказывать нарушителей всё равно придётся правоохранительным органам, а активность этих органов впрямую зависит от судебных вердиктов. Свежий пример: в июле этого года судебные приставы после долгой тяжбы закрыли несанкционированную парковку в одном из районов Екатеринбурга. Одну — на сотни имеющихся в наличии. В плюс к ещё одной, что была ликвидирована по представлению Генпрокуратуры осенью прошлого года на улице Санаторной (Вторчермет). Пока же прокуроры, судьи и приставы «бодались» вокруг одного-единственного незаконного паркинга, на другом конце города вспыхнула самая настоящая война за передел собственности на парковочную землю, с применением холодного и огнестрельного оружия. Два частных предприятия таким средневековым способом выясняли, кому «стричь бабло» с автовладельцев, пользующихся услугами парковки на улице Крауля. То есть в сухом остатке мы все имеем не только кровавый бандитский погром (пятеро участников инцидента до сих пор остаются в больницах с тяжёлыми травмами), но и откровенный вызов муниципальной власти: мол, мы тут «рулим», а вы так, покурить вышли.
Власть, надо сказать, ответила на демарш вполне симметрично: на прошлой неделе заместитель главы городской администрации Евгений Липович на экстренном совещании с участием руководителей ЕМУП «Автостоянка» обратился к правоохранительным органам с призывом решительней ликвидировать несанкционированные парковки — например, изрядно надоевшую жителям окрестных домов «самопальную» стоянку на улице Вилонова. А если частникам захочется приобрести муниципальную землю под паркинг — что ж, они могут это сделать, но только через конкурсные процедуры, как в случае с площадкой на улице Чернышевского. И чем больше появится в Екатеринбурге бизнесменов, готовых вкладывать средства в развитие парковочной сети и пополнять при этом городской бюджет налогами, тем меньше поводов будет у милиции срываться среди ночи на разгон погромщиков, а у прокуратуры и судов — тратить время на возбуждение дел и ведение затяжных процессов. Не говоря уже об автовладельцах, давно мечтающих проехать по улицам нашего города с ветерком, не застревая в пробках.
Получается, от решения парковочной проблемы прямая выгода всем.
Прочитать материал полностью:
www.vecherny-ekburg.ru/ourcity/strategy/6481/