Уже не один год повышенное внимание общественности вызывает некачественная работа такси. Постоянные жалобы на транспортные компании вполне логичны: название «такси» по большей части присваивали себе обычные диспетчерские службы, которые в итоге не несли никакой ответственности за качество услуги. Переломить ситуацию должен был закон «О лицензировании услуг такси», вступивший в силу осенью прошлого года. Законодательные изменения были направлены на повышение безопасности пассажиров и качества услуг. Однако идея законодателей по факту успехом не увенчалась. Наличие «шашечек» на борту и прочие формальности на качество транспортных услуг никак не повлияли. Не исчезли и диспетчерские компании.
Напомним, 1 сентября прошлого года вступил в силу ФЗ «О лицензировании услуг такси». Согласно документу, теперь каждый автомобиль из парка таксомоторного предприятия должен находиться в собственности юридического лица, индивидуального предпринимателя либо быть оформлен по лизинговому договору. Стаж водителей не может быть меньше трех лет. Автомобили, выходящие в рейс, должны быть оборудованы таксометрами и «шахматной» сеткой. Между тем потребители никаких улучшений с принятием закона не увидели. Качество услуг остается на прежнем низком уровне — службы такси не могут гарантировать своевременное прибытие автомобиля.
Примеров этому масса. С ними сталкиваются тысячи екатеринбуржцев. Как рассказал УрБК один из клиентов такси «НонСтоп», приезда заказанного автомобиля ему пришлось ждать почти час после оформления заказа. Диспетчер честно предупредила клиента, что водители просто отказываются ехать в отдаленные районы Екатеринбурга, отметил собеседник УрБК. При этом руководство транспортной компании отказалось прокомментировать эту ситуацию корреспонденту УрБК, заявив лишь, что машины приезжают в течение 10 минут. Один из клиентов такси «Максим» сообщил УрБК, что ждал заказанную машину более 1 часа 20 минут. И такая ситуация не является чем-то исключительным.
Проблемы с вызовом автомобиля, как правило, возникают в праздничные дни, когда ожидание автомобиля, по предупреждению диспетчера, может составлять «час и более». Нередки случаи, когда такси не приезжает вовсе.
Другая проблема служб такси — это сами водители. Многие из них являются мигрантами. Они не знают карту Екатеринбурга, а зачастую не знают даже и русский язык. Особого внимания заслуживает случай, описанный клиентом такси «Автомиг». Как рассказал УрБК пассажир такси, конечным пунктом назначения, согласно заказу, был опытный завод в поселке Рудный. Уже во время поездки выяснилось, что шофер с трудом понимает по-русски и не умеет пользоваться навигатором. В результате простая поездка вместо тридцати минут заняла более часа. В данном случае приходится сомневаться в профессионализме не только водителя, но и тех, кто принимал его на работу.
Отметим, что в Свердловской области нет механизмов воздействия на службы такси, некому и написать претензию на некачественную услугу. В администрации города, а именно в комитете по транспорту, организации дорожного движения и развитию уличной дорожной сети, корреспонденту УрБК посоветовали обратиться в Управление государственного автодорожного надзора по Свердловской области или в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области.
В отделе контроля и надзора УГАДН по Свердловской области сообщили, что пассажирские перевозки с апреля перешли в ведение органов власти субъектов Федерации. Полномочия управления ограничены транспортным законодательством и включают в себя ведение путевой документации, а также технический контроль транспортных средств.
В минтрансе УрБК заявили, что в полномочиях их подразделения отсутствует возможность оказания прямого воздействия на нерадивых перевозчиков.
«В нашей области нет механизмов контроля за службой такси. У нас, в соответствии с действующим законодательством, должен быть создан контрольный орган, который бы отслеживал работу такси, однако пока такой организации нет. Выдается только разрешение, и отслеживается работа такси по части безопасности дорожного движения органами ГИБДД, и, соответственно, определенная часть функций лежит на УГАДН. Сегодня в рамках полномочий, которые отведены органам исполнительной власти субъекта, есть четкий перечень тех требований, которых мы должны придерживаться при выдаче разрешений. Но что касается жалоб на плохую работу такси, то эта функция контроля никаким законодательством не предусмотрена. Это есть в рамках общего Гражданского кодекса, и если вы получаете некачественную услугу, то можете обратиться в комитет по защите прав потребителей по товарному рынку», — объяснил ситуацию начальник отдела дорожного хозяйства Юрий Кожевников.
В организации, занимающейся защитой прав потребителей, ситуацию видят в другом свете: с точки зрения соблюдения Гражданского кодекса Российской Федерации проблем с защитой своих прав у клиентов такси возникать не должно, главное — представить доказательства.
«Нужно понимать, что за окончательным решением придется обращаться в суд. Поэтому у каждого потребителя должны быть документы, регистрирующие факты нарушения его прав. Клиент такси может обратиться к нам, в МБУ «Центр правозащиты». Юрисконсульты МБУ помогут грамотно оформить заявление в суд. Что касается того, на что обычно жалуются пассажиры, в правовом пространстве Российской Федерации есть требование к исполнителю услуги, например, понимать заказчика, — это совершенно закономерно следует из конституционных прав человека. И если за рулем сидит водитель, не говорящий по-русски, а ездит он по территории Российской Федерации, то рядом с ним должен обязательно сидеть переводчик. Что касается ожидания такси или неприбытия автомобиля, то нужно регистрировать факты, поскольку доказательства нужны, иначе в суде результата не будет. По закону предприниматель освобождается от ответственности, если докажет неправоту потребителя. И я не знаю, как он будет это делать, если у потребителя будут документы, например распечатки звонков», — прокомментировал ситуацию президент Всероссийской лиги защитников прав потребителей Андрей Артемьев.
Таким образом, на качество сервиса в службах такси возможно повлиять посредством суда. Результатом обращения в суд может стать увольнение не соответствующих должной квалификации водителей или штраф с диспетчера, не нашедшего вовремя автомобиль для клиента. Других механизмов воздействия на службы такси нет. И потенциальным пассажирам остается только надеяться на то, что машина приедет по заявке вовремя, таксист будет знать дорогу, сможет говорить по-русски, найдет сдачу, не будет курить в салоне или разговаривать по телефону, а на борту его автомобиля будут нарисованы положенные по закону «шашечки».
Татьяна Юстус